Психологические проблемы семей с приемными детьми

У приемной семьи имеется ряд специфических особенностей, которые могут стать зоной психологических конфликтов. Эти особенности часто являются причиной психологических трудностей как приемных родителей, так и приемных детей.

Дети, прошедшие через детский дом, брошенные родителями или потерявшие их, прошедшие через испытания голодом, пренебрежением, насилием, получают сильную психологическую травму, которая впоследствии может вызывать нежелательные изменения в их поведении. Наличие у некоторых детей такого тяжелого психотравмирующего опыта является не специфической, но важной особенностью многих приемных семей. Иногда именно этот опыт недостаточно серьезно осознается приемными родителями, и вследствие этого возникают риски последующих поведенческих нарушений у детей в более старшем возрасте.

Одной из психологических проблем приемного ребенка и родителей можно назвать формирование доверительных отношений на начальном этапе пребывания ребенка в семье. Если такие отношения в силу каких-либо обстоятельств не формируются, то это усугубляет у ребенка агрессивность, замкнутость, расторможенность, воровство, курение, стремление к бродяжничеству и т. д.

Важную роль здесь играет жизненный опыт ребенка, который оказывает влияние на процесс его идентификации с семьей. Приемный ребенок в семье не может принять на себя роль биологического ребёнка, поэтому его идентификация затруднена, что проявляется в отсутствии статуса в новой семье, проблемах верности приемным и биологическим родителям, чувстве униженности. Несложившиеся отношения с биологической матерью формируют у ребенка глубокий внутриличностный конфликт, порождающий чувство недоверия к приемной семье, препятствующий ее положительному восприятию и вхождению с ней в позитивные отношения. Это противоречие может вызывать сложные эмоциональные состояния у приемной матери, выражающиеся в чувстве неуверенности, потере контроля над своими поступками.

В некоторых случаях для приемных родителей может стать проблемой то, что при передаче ребенка в приемную семью не разрываются его связи с кровными родителя, когда ребенок может общаться с кровными родителями беспрепятственно. В такой ситуации приемные родители могут опасаться двух моментов, во-первых, это страх отрицательного влияния кровных родителей на приемного ребенка, особенно если родители были лишены родительских прав, а во-вторых – опасение, что контакт ребенка с кровными родителями может помешать формированию прочной эмоциональной связи с приемной семьей.

Специфической особенностью приемной семьи, которая также зачастую ведет к формированию психологических проблем внутри такой семьи, является тот факт, что в приемную семью, в которой уже есть приемные дети любого возраста, могут размещаться другие дети, вне зависимости от их биологического возраста и состояния здоровья, личных особенностей.

В приемной семье возраст вновь прибывших сиблингов может нарушать естественный порядок «прихода» в семью. В семью, где уже воспитываются дети, к примеру, трех и семи лет, могут быть размещены сиблинги десяти, семи и двух лет. Соответственно, ребенок семи лет, ранее проживавший в семье в качестве старшего ребенка, уже не является старшим, более того, он оказывается «в конкуренции» с другим семилетним. И часто у детей, которые уже успели хорошо адаптироваться в новой семье, при размещении сиблингов происходит регресс, возникают сложности в адаптации к новой ситуации.

Определенную угрозу для сиблингов представляют дети, долго находившиеся в психотравмирующих обстоятельствах, которым вовремя не была оказана профессиональная помощь. Такие дети могут быть склонны отыгрывать свои травмы внутри семьи, и это может создавать угрозу для других сиблингов, особенно когда речь идет о сексуализированном поведении. Если детей в семье много, то родители при всем желании не всегда могут отследить нюансы взаимоотношений между ними, что создает дополнительный риск для каждого ребенка.

На сегодняшний день отсутствует законодательство, обязывающее приемных родителей обращаться за помощью к специалистам в случае наличия в жизни ребенка сексуального насилия и жестокого обращения. Поэтому ряд приемных семей, даже зная о наличии у ребенка в прошлом таких событий, не склонны обращаться к специалистам, не осознавая того, что такие дети нуждаются в своевременной помощи психолога, психотерапевта, иначе имеется существенный риск делинквентного поведения в период полового созревания.

Еще одна большая проблема – контакт приемного ребенка с кровными детьми приемного родителя. Конфликт между кровными и приемными детьми может носить различный характер. У детей может возникать как взаимное неприятие друг друга, так неприятие может исходить и от одной из сторон. Но в любом случае нормальные взаимоотношения детей нарушаются.

Существует ряд проблем и у самих приемных родителей: отсутствие эмоционального контакта с ребенком, неумение приемного родителя воспринимать ребенка таким, какой он есть, ярко выраженная контролирующая стратегия поведения, нетерпимость и непримиримость к ошибкам приемного ребенка и др. На самом деле психика приемных родителей так часто истощена в ходе адаптационного периода, что семья оказывается под угрозой развала, а дети – возврата.

Проблема дисгармоничных отношений в приемной семье часто возникает, когда приемные родители гиперопекают ребенка и устанавливают отношения зависимости. Ребенка с его индивидуальными психологическими особенностями это может раздражать и вызывать агрессию в их сторону. На этой почве и возникают многие конфликты в семье.

Приемным родителям очень важно сразу устанавливать для ребенка правила жизни в семье. Если границы дозволенного и возможного в семье для ребенка будут размыты, он не будет знать, в какой момент нужно сдерживать свои желания и учитывать желания близких. Именно это зачастую становится почвой для развития у ребенка неадекватно растущих потребностей.

Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка – еще одна проблема приемных семей. Некоторые родители возлагают на детей необыкновенные надежды, пытаются вырастить гениев, отправляя их одновременно в бассейн, на фигурное катание, в художественную школу и т. д. Но очень часто их ждет разочарование.

Другие родители боятся, что однажды выйдет наружу заложенная генетически нежелательная черта характера. И в том, и в другом случае неудачи, капризы, проступки приемного ребенка воспринимаются родителями негативно, могут приводить к разочарованию и гневу. В то же время такие же поступки родного ребенка воспринимаются ими как норма, легко прощаются и забываются. Дети у таких родителей страдают от низкой самооценки, у них часто бывают депрессии, они не уверены в себе и по-детски пытаются привлечь к себе внимание плохими поступками, дерзостью и вызывающим поведением. Интеллектуальное и психическое развитие приемного ребенка поддаётся психологической коррекции, нo пpoблeмы бyдyт вceгдa. Этoгo нe стоит бoятьcя приемным родителям, личнocть, в кoтopyю они пoвepили, cпocoбнa дocтигнyть мнoгoгo.

 

Список использованной литературы

1.Анкудимова К.Ю. Проблемы приемной семьи // научное сообщество 21 столетия.: сб. ст. по мат. 24 междунар. науч.-практ. конф. № 7.

2.Ослон В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи // Вопросы психологии. 2001. №?4.

Интернет ресурсы

3.URL: http://sibac.info/archive/guman/7(34).pdf

4.КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-problemy-priemnoy-semi

5.URL: https://psynavigator.ru/publikacii/problematika-priemnoj-semi

 

Ведущий специалист, психолог
отдела по работе с приемными семьями
С.Н. Катичева