«Мотивация специалистов социальной сферы к совершенствованию профессионального мастерства»

Мотивация к качественному труду и совершенствованию профессионального мастерства является одним из главных вопросов менеджмента для любой организации.

Мотивация – это процесс побуждения себя или других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Современные методы мотивации рассчитаны, с одной стороны, на хорошо образованный персонал, обладающий высоким самосознанием и свободой выбора. С другой стороны, обучение и самообучение становятся постоянной составляющей жизни учреждений, работники которых должны быть мотивированы к обучению. Все вместе это приводит к созданию нового климата и изменению корпоративной культуры социальных организаций в направлении формирования производственных отношений на основе принципов всеобщего качества.

В ходе развития теоретических представлений о мотивации человеческого поведения в целом и представлений о мотивации трудовой деятельности наблюдается постепенный отказ от применения системы стимул-поощрение. Более современные концепции трудовой мотивации рассматривают широкий спектр факторов, влияющих на продуктивность трудовой деятельности человека. Существенным является тот факт, что придание профессиональной деятельности творческого характера само по себе является мотивирующим фактором.

Но какими бы ни были факторы мотивации, важно, чтобы их комбинация была правильной. И то, что мотивирует человека сегодня, завтра перестает привлекать, потому что становится привычным.

Следовательно, для мотивации профессионального роста специалистов должна быть создана среда, обеспечивающая атмосферу вдохновения и желания продуктивно работать. В качестве приоритетных направлений создания мотивационной среды можно выделить следующие:

– формирование устойчивой мотивации профессионального развития;

– психологическое сопровождение профессионального развития специалистов;

– обновление и развитие системы повышения квалификации специалистов;

– усиление индивидуальной и дифференцированной работы со специалистом, планирование его профессиональной карьеры.

Рекомендации руководителю по мотивации специалистов

 

  • Обращайтесь со своими подчиненными как с личностями.

Большинство специалистов ценят возможность высказать свои идеи и выслушать мнение о себе со стороны руководителя. Это повышает у них чувство включенности в выполняемую работу, самоуважение и ощущение собственной значимости.

  • Привлекайте специалистов к активному участию в делах организации.

Люди, которые принимают участие в постановке целей и задач организации, разработке проектов и программ, трудятся более напряженно, стремятся достичь успеха, потому что это те проекты и программы, которые они создавали сами. Они ставили цели, а не руководитель навязывал их.

  • Сделайте работу интересной, старайтесь минимизировать скуку и рутину в задании.

В социальном труде есть немало однообразных, монотонных дел, потеря интереса к работе, связанная с однообразием, может привести к разного рода проблемам. Возможные подходы – это обогащение труда за счет внедрения нового содержания, перспективных методик, делегирования управленческих полномочий. Устанавливайте для своих подчиненных достаточно сложные, интересные, но достижимые цели.

  • Поощряйте сотрудничество и групповую работу.

Это позволяет создать и укрепить командный дух и повысить эффективность работы как отдельных объединений (проблемных групп, методических объединений), так и в целом учреждения.

  • Предоставляйте специалистам возможности для роста.

Это может проявляться в том, что специалисту будет поручена более сложная работа, он может быть отправлен на курсы повышения квалификации. Можно делегировать ему больше ответственности за выполнение определенной работы. Активно ищите возможности для развития своих подчиненных. Ставьте их в ситуации, которые предъявляют высокие требования, давайте им задания, требующие дальнейшего роста профессионального уровня.

  • Информируйте специалистов о перспективах работы, объясняя им, что делается и почему это должно быть сделано именно так.

Обратная связь повышает мотивацию к улучшениям в работе. Поставьте перед коллективом общую цель и постарайтесь создать такую атмосферу, при которой специалисты будут работать единой командой. Постоянно предоставляйте информацию сотрудникам о том, как они работают, о достигнутых результатах, о возникающих проблемах.

  • Свяжите поощрение с достигнутыми результатами.

Мотивация специалистов будет выше, если они будут предварительно проинформированы о том, что они должны делать, чтобы получить ожидаемое вознаграждение. Причем, поощрение должно быть соизмеримо с достигнутым результатом.

  • Добейтесь, чтобы каждый специалист осознавал, что для того, чтобы достигнуть мастерства в профессиональной деятельности, необходимо обладать стартовыми возможностями, способностями, знаниями, умениями, навыками, компетентностью и высокой мотивацией.

 

 

Список использованных источников

  1. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству // М., 2010.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2008.
  3. http://works.tarefer.ru/64/100254/index.html. Мотивация педагогической деятельности.

Кизим Н.И.,

ведущий специалист, методист отдела

повышения квалификации