Мальчик играет в куклы

У вас растет маленький сын, никогда не подававший серьезных поводов для беспокойства. И тут вы вдруг заметили, что ваш мальчик играет в куклы с девочками. Есть ли здесь повод для тревоги? А что, если все идет не по заданному природой сценарию? Если мальчика мало интересует оружие и куда больше – куклы.

У мальчиков в довольно раннем возрасте начинается выработка мужского гормона тестостерона, провоцирующая их на драки и другие проявления агрессии. Но бывают такие мальчики, которых игры с девчонками в куклы интересуют больше, чем что-то типично мальчишеское. Они готовы часами наряжать кукол, передвигать их по кукольному дому и имитировать общение. Такое поведение – отклонение или норма?

Все дело в том, что каким бы женственным ни был мальчик, его игра будет отличаться от игры девочек. В девочек заложен природой материнский инстинкт и, играя, например, в «дочки-матери», они отождествляются с матерью, в то время как мальчик обычно отождествляет себя с самой куклой. Разница есть, и она существенна. А мамы волнуются из-за такого поведения чаще всего потому, что куклы обычно женского пола: Барби больше, чем Кенов. Для начала стоит разобраться с причинами такого поведения.

  1. Любопытство. Когда сестра или девочки во дворе увлеченно играют с куклами, оживленно обсуждая происходящее, мальчику может стать интересно, и это нормально. Если не акцентировать внимание, мальчик немного поиграет и забудет, вернется к танкам и самолетам.
  2. Физическая или психологическая слабость. Мальчик, которому неуютно среди других мальчишек, может стремиться к общению с девочками, потому что с ними он чувствует себя сильнее. А может он просто устает от постоянных претензий и призывов быть мужчиной и играет с девчонками, среди которых чувствует себя мужчиной.
  3. Увлеченность игровым процессом.  Мальчики, как и девочки, до 3-х лет не знают о половых отличиях и не понимают, что игрушки могут быть «девчачьими» и «мальчишечьими». Поэтому, если им понравилось укладывать куклу спать, как это делают мама и папа, они могут так играть, пока не надоест.
  4. Отклонение. По мнению врачей случается это крайне редко. Далеко не все случаи, когда мальчики играют в куклы, свидетельствуют о «не той» сексуальной ориентации. Игры в куклы не могут быть единственным признаком такого отклонения в развитии мальчиков. Родителям стоит беспокоиться, если их ребенок начнет говорить о себе как о девочке, называть себя женским именем.

А родителям, у которых подрастают такие дети, не мешало бы честно ответить себе на вопрос: «Кого вы хотели: девочку или мальчика?». Ведь часто бывает так, что родители неосознанно подавляют в ребенке признаки его пола и культивируют привычки противоположного, воспитывают мальчика по модели воспитания девочки. Часто детям дают имена-унисекс: Саша, Женя – что еще больше размывает эту грань, особенно для младенца, которого еще и одевают в одежду противоположного пола.

Родители, когда видят мальчика с куклой, боятся, что он станет гомосексуалистом или захочет поменять пол в будущем. Опасения понятны, но не всегда оправданы. У них может быть две причины.

Первая – это несоответствующее воспитание. Бывает, что родители хотели девочку, а родился мальчик. Кто-то радуется тому, что есть, а кто-то не замечает, как переносит на ребенка свои эмоции, связанные с неоправданными ожиданиями. И это может происходить неосознанно и незаметно для родителей.

Вторая причина, по которой у ребенка сбивается «половой вектор» – это нарушения гормонального фона. Но это совсем не значит, что в будущем ребенок не сможет стать полноценным мужчиной или женщиной. И тем более речи о стопроцентном гомосексуализме не может быть, основываясь только на этом. Возможно, при таких подозрениях стоит показать ребенка врачу-эндокринологу. Если вовремя спохватиться, можно провести лечение и с помощью психолога исправить неправильное восприятие своего пола ребенком.   А если опасения о гормональном сбое подтвердятся, мальчику назначат лечение. Игры мальчика с куклами и колясками – это уже «побочный эффект» отклонений, их следствие, а не наоборот, так что бояться родителям не нужно. А вот прислушиваться и присматриваться к мальчику, играющему в куклы, можно и даже нужно.

Важно обращать внимание на игры, в которые мальчик играет с куклами. Например, если есть проблемы со сверстниками, он может изображать с помощью кукол драки и споры. Если родители часто ссорятся, ребенок может играть в «злых маму и папу» и игнорировать это нельзя. Когда игры отходят от традиционных «магазинов» и «больниц» – это сигнал для родителей. Возможно, им нужно перестать ругаться при ребенке, уделять ему больше внимания, показывать, что они его любят. Простые объятия и поцелуи много значат для детей. Поэтому, если ребенок начал ругаться с куклой, послушайте, что именно он говорит, это может быть полезно для вас.

Есть несколько советов на этот счет. Хороший выход – покупка нейтральных игрушек:  мозаик или конструкторов. Попробуйте разбавить круг общения ребенка новыми лицами, запишите его в кружок или секцию. Для мальчиков подходит спортивная – но только при условии, что он не против. А если мальчик попросил куклу, предложите ему  игрушку с нейтральными чертами лица. Не нужно покупать куклу, которая смеется или плачет, ведь тогда у ребенка не останется простора для фантазии. И желательно, чтобы эта игрушка была без явных половых признаков.

Родителям мальчиков бояться кукол не нужно. Не навязывайте, но если он заинтересуется, подарите ему одну куклу, но не бойтесь, не ругайте его, а просто понаблюдайте незаметно за тем, что он будет с ней делать. Нормально, когда среди бесчисленных машинок, самолетиков и деталей конструктора будет лежать пара кукол. Если с физическим и психическим здоровьем все нормально, это не может повлиять на сексуальное развитие мальчика. Зато есть шанс, что вырастет хороший папа и муж.

 

Список использованных источников:

  1. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. – С-Пб., 2008.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Екатеринбург, 2009.
  3. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии / В.Е. Каган. – М.: Педагогика, 2001.
  4. Кон И. С. Психология половых различий. Вопросы психологии. – 2001.
  5. Интернетресурс http//list7i.ru
  6. Интернетресурс http//psichologia.edusite.ru

 

 

 С.Н. Катичева, ведущий специалист, психолог

 отдела  ОР по РСФУ ГБУ КК «Краевой методический центр»