Ребёнок–дошколёнок

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет.

Довольно часто родители задают вопросы, когда начинать готовить ребёнка к школе? Нужна ли вообще подготовка к школе? Как подготовить ребёнка к школе? Нужно ли отдавать его на занятия по подготовке или готовить его к школе самостоятельно, занимаясь дома?

Самым благоприятным временем для подготовки к школе является возраст 3-4 лет. В этот период окончательно формируется личность ребёнка, дети умеют разговаривать, активно интересуются окружающим миром, впитывают в себя, словно губка, знания. Кроме того, активизируется память, закладываются задатки пространственного и логического мышления. Эмоциональная жизнь ребёнка усложняется: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства, появляются новые интересы, мотивы и потребности.

Говоря о «школьной» готовности ребёнка, имеют в виду, главным образом, его интеллектуальное развитие. Не менее важной является психологическая подготовка малыша. Переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением всего образа жизни ребёнка. Положение школьника создает особую моральную направленность личности ребёнка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. То, как будет справляться ребёнок со своими школьными обязанностями, будет успешен или нет в учебных делах, имеет для него острую эмоциональную окраску.

Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. Вся дошкольная жизнь ребёнка и есть подготовка к школе. Не стоит перекладывать всю ответственность на детский сад и дополнительные занятия, занимайтесь также и дома.

Приступая к подготовке ребёнка к школе, начните со своей личной подготовки. Если у вас не будет определенного плана, хороших результатов вы не достигните.  Превратив занятия в домашних условиях в удовольствие для ребёнка, вы разовьете у него интерес к учебе.

Оборудуйте удобное место для занятий.  Расскажите малышу основное предназначение тетрадок и книжек, красок и альбомов, ручек, карандашей и линеек, чтобы он смог ориентироваться, и приучите его соблюдать на столе порядок. Продолжительность занятия должна быть не более 15 минут, с большими перерывами. Чтобы приучить ребёнка к школьному графику, проводите занятия утром, после завтрака. Делайте вместе с малышом различные поделки, аппликации, рисуйте и лепите, собирайте пазлы – все это влияет на развитие моторики, ведь около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Развивайте его речь и дикцию, просите после каждого просмотра мультфильма или прочитанной сказки попробовать пересказать увиденное и услышанное. Не будет лишним поинтересоваться его мнением, чтобы научить высказываться и анализировать.

Физическому развитию ребёнка вы также должны уделять внимание. Если есть такая возможность, организуйте ему спортивный уголок. Приучайте его к самостоятельности и определенным правилам безопасности как дома, так и на улице.

Важно, чтобы до школы у ребёнка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми – и со взрослыми, и с детьми. Предоставляйте ему возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Учите ребёнка не теряться, когда его критикуют или дразнят, старайтесь выработать устойчивую положительную самооценку, научите его выражать свои потребности словами.

Не злитесь на ребёнка, если он чего-то не понимает, лучше спокойно объясните. Ваша поддержка и правильная организация обучения помогут в домашних условиях подготовить малыша к школе.

Оценить развитие и готовность ребёнка к школе можно самим или же обратиться к детскому психологу. Существуют специальные тесты для диагностики будущего первоклассника. Такие тесты обычно проверяют:

  • развитие памяти;
  • чистоту произношения, умение повторять сложное слово;
  • развитие речи (богатство словаря, способность составить рассказ по картинке, пересказать услышанное);
  • готовность руки к письму;
  • развитие логического мышления;
  • общие познания ребёнка об окружающем мире;
  • элементарные математические навыки и т.п.

Оценивают также, как ребёнок общается со сверстниками и со взрослыми, что привлекает его в школе (получение новых знаний или же просто внешние атрибуты: новая форма, рюкзак, пенал и т. п.).

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

  1. Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют взрослые.
  2. Учитывается принцип «от простого к сложному». Если ребенок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.
  3. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал вот так (показ, объяснение), то было бы еще лучше».

Готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов, в понимании ребёнком смысла учебных задач, навыках самоконтроля и самооценки, развитии волевых качеств, умении наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Литература:

Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку? Справочник для неравнодушных родителей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003.

http://azps.ru/.

NeBolet.com.

Н.В. Чеченина,

ведущий специалист, методист

отдела организации работы по развитию

семейных форм устройства детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Негативизм и протест как индикаторы личности подростка

Протест (негативизм) – выраженное неприятие чего-либо, немотивированное и неразумное сопротивление воздействию окружающих людей.

Негативизм проявляется как форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Это может быть протест, отказ от выполнения действий, указаний, просьб и даже противодействие влиянию взрослых. Негативизм может выражаться пассивно (отказом от действия) и активно (поступками «наоборот»). В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнять просьбу или требование старших, а во втором он поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требует взрослый. Негативизм бывает эпизодическим и устойчивым, который постепенно становится чертой характера.

Однако негативная форма поведения может быть свойственна детям и как психологическая норма в период «кризисов» возрастного развития. Первый из них отмечается в возрасте двух-трех лет, когда у ребенка возникает потребность в самостоятельности и самоутверждении. Она проявляется на доступном ему уровне, он нарушает запреты, говорит «нет», если от него ждут «да», протестует против излишней опеки («Я сам!») и вообще делает все наперекор. Активные проявления протеста и своеволие присущи детям более энергичным и самолюбивым.

Не случайно А. Валлон называет возраст трех-четырех лет периодом противопоставления, поскольку ребенок начинает испытывать потребность утверждать и завоевывать свою самостоятельность, что приводит к конфликтам с окружающими. В период негативного персонализма «Я» старается проявиться в демонстративной самостоятельности. Но этот кризис необходим, с этого времени ребенок начинает осознавать свою внутреннюю жизнь.

У подростка негативные формы поведения еще острее выражают потребность в самоутверждении. И если родители не захотят признать его прав на самостоятельность и уважение, не смогут рационально изменить свое обращение с ним, у него надолго сохранится негативизм именно в отношении к ним, либо может перейти в привычное упрямство, т.е. немотивированное сопротивление воздействиям извне.

К числу наиболее распространенных причин негативизма в первую очередь относятся педагогические ошибки родителей, неуважительное отношение к личности ребенка. Предъявляя требования к ребенку, родители не всегда учитывают его психическое состояние: перегруженность впечатлениями, переутомление, аффективные переживания, вызывающие заторможенность. Словесное воздействие в этих случаях теряет свою обычную силу – ребенок не реагирует на слова, тем более на окрик, раздражение, угрозу и т.п. Тем не менее, проявления негативизма у ребенка могут служить сигналом для родителей о необходимости изменить прежнее отношение к нему – в сторону укрепления и развития его самостоятельности. Однако часто взрослые пытаются «исправить» ребенка грубым подавлением его попыток и наказаниями, а это дает начало формированию негативизма как черты характера.

Следует иметь в виду, что негативное отношение всегда возникает на почве эмоционального неблагополучия, поэтому негативизм не может быть устранен жестким требованием и наказаниями. Нужно время, чтобы ослабел след неблагоприятного воздействия, и чтобы его ничто не подкрепляло. В дальнейшем нужно изменить направление и тактику воздействия на подростка с учетом его возможностей и возрастных особенностей. К наиболее педагогически оправданным средствам предупреждения и преодоления негативизма следует отнести доброжелательные отношения в семье, чуткое, бережное отношение к переживаниям ребенка, устранение случаев несправедливости, разумную требовательность и уважительную форму обращения к нему в процессе взаимодействия.

М.А.Непсо, ведущий специалист
отдела организации работы
по развитию семейных форм устройства
детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей

Социально – психологические факторы развития конфликтной ситуации в семейных отношениях

Понимание – начало согласия.

Б.Спиноза

Сегодня проблема конфликта в семье значительно «помолодела»: если раньше период интенсивных конфликтов приходился преимущественно на подростковый возраст, то сегодня обострение отношений между родителями и детьми наблюдается уже в дошкольном возрасте и, зачастую, требует психологического, педагогического, а иногда и медицинского вмешательства. Конфликты выходят за рамки семьи, затрагивая окружающих людей (воспитателей, учителей, сотрудников на работе, сверстников) и ухудшая состояние психического здоровья всех участников конфликта.

Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается тремя группами причин, обусловленными:

– трудовым процессом, обязанностями в семье;

– психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями родителей, психологической коммуникацией и т.д.;

– личностной особенностью членов семьи, например, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

В конфликтных ситуациях поведение членов семьи подразделяется на пять категорий:

– доминирование (подавление другого);

– уступчивость (подчинение другому, например, мать полностью подчиняется желаниям и интересам ребенка);

– избегание (уход от конфликта, обе стороны не стремятся к разрешению конфликта, а делают вид, что его не существует);

– компромисс (исход конфликта в какой-то мере устраивает обе стороны, но ни родитель, ни ребенок не чувствуют полного удовлетворения);

– сотрудничество (обе стороны удовлетворены исходом конфликтной ситуации).

В случаях, когда избежать конфликта не получается, нужно встретить его спокойно, с установкой на скорейшее конструктивное разрешение и удовлетворение обеих сторон. И тут на первый план выходит не столько предотвращение конфликтов, сколько управление ими.

Нередко родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или, когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор.  Для ребенка же очень важно принятие со стороны родителей и других членов семьи. Конфликтные ситуации, возникающие в процессе роста и развития ребенка, а также конфликты между родителями, вызывают в его психике негативные последствия, что в дальнейшем отражается на его социальной активности и адаптации в социуме.

Зачастую конфликтные ситуации возникают на почве нежелания ребенка выполнить просьбу (задание) взрослого, что создает для родителей наибольшие трудности в воспитании. Взрослым нередко хочется, чтобы дети беспрекословно выполняли их приказы и поручения. Дети часто выражают претензии, а мудрым родителям надо постараться вывести ситуацию из зоны конфликта.

Профилактика, предупреждение и разрешение семейных конфликтов зависит от отношения к ним. Прежде всего, нужно научиться правильно действовать во время ссоры:

– определите проблему. Четко и спокойно сообщите домочадцам, что вам нужно, обращая внимание на свой тон и слова, которые вы выбираете, чтобы выразить свои чувства;

– выслушайте противоположную сторону, причем больше слушайте, меньше говорите, демонстрируйте интерес к мнению оппонента;

– если дискуссия накаляется и начинает перерастать в ссору, сделать перерыв, чтобы все могли «остыть» и вернуться к спокойному обсуждению проблемы;

– предложите решение проблемы и коллективно согласуйте его;

– примените решение на практике. Постарайтесь действовать в соответствии с решением для того, чтобы конфликт был исчерпан.

Наиболее предпочтительной формой выхода из конфликта является сотрудничество, возможное лишь тогда, когда стороны взаимно будут учитывать интересы друг друга. Маленькие дети не всегда понимают интересы родителей, поэтому взрослым лучше занять более активную позицию в разрешении конфликта. Конфликт – это всегда взаимодействие, в нем присутствуют две стороны, и действия одной влекут действия (или противодействия) другой.

Использованная литература:

  1. Скотт Д.Г. «Конфликты. Пути их преодоления». г. Киев «Внешторгиздат», 1991г.
  2. А. Аграшенков «Психология на каждый день. Советы, рекомендации». г. Москва, «Вече», 1997г.
  3. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. – М., 1995.
  4.  Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. – М., МГУ, 1990.
  5. Конструктивное разрешение конфликтов// под ред. Васильевой В.И. – М,1999.

 

А. С. Воробьева, ведущий специалист

обособленного подразделения

отдела организации работы по развитию

семейных форм устройства детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

в МО Белореченский район