Арт-терапия в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей

МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ

Арт-терапия обладает богатыми возможностями в работе с детьми, являющимися воспитанниками интернатных учреждений. Она позволяет быстро проводить психологическую диагностику и оказывает, вместе с тем, исцеляющее воздействие. Арт-терапия помогает отслеживать динамику в развитии как отдельного ребенка, так и группы детей в целом. Также использование методов арт-терапии позволяет вовремя увидеть трудности во взаимоотношениях в формирующейся системе будущей приемной семьи и раскрыть ресурсы семьи в преодолении трудностей.

Назовем направления работы психолога и применяемые в ее контексте методы арт-терапии.

1. Сопровождение ребенка в процессе адаптации к жизни в интернатном учреждении, в том числе проработка травм, связанных  с потерей или расставанием с родителями.

2. Помощь в построении конструктивной модели семейных взаимоотношений в сознании ребенка;

  1. Подготовка ребенка к жизни в замещающей  семье, сопровождение взаимодействия ребенка и кандидатов в приемные родители на этапе знакомства и перехода ребенка в  семью.

Метод арт-терапии построен на использовании искусства как символической деятельности. Его применение  имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через ее переконструирование. Второй связан с  изменением реакции проживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивных эмоций. В коррекционной работе с детьми-сиротами, психолог, используя арт-терапевтические методы, может дополнять их игротерапией. Различают несколько видов арт-терапии: рисуночная, основанная на изобразительном искусстве, сказкотерапия, куклотерапия, библиотерапия, драмтерапия, фототерапия, музыкальная терапия.

В качестве терапии  психологи учреждений могут использовать  возможности прикладных видов искусства. Можно порекомендовать выполнение заданий на определенную тему: рисунки, лепка, аппликация, фотография, коллаж и т.д. Как один из вариантов рекомендуется использование уже существующих произведений искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) для их анализа и интерпретации.

Показаниями для использования рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация детей, переживания ребенком эмоционального отвержения и чувства одиночества, наличие конфликтных межличностных ситуаций, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Куклотерапия – коррекция детских проблем средствами кукольного театра (дети проигрывают с помощью кукол этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы ребенка).

Фототерапия– безопасный способ рассказать о себе и выразить представление об окружающем мире, способствует повышению самооценки ребенка и удовлетворяет потребность во внимании и заботе. Благодаря свободе в выборе объектов съемки, у детей возникает ощущение свободы, контроля над внешними объектами и ситуациями, проявляется инициатива. Благодаря занятиям фототерапии, они смогут «поиграть» с реальностью и получить ощущения собственной силы и значимости.

Музыкотерапия– метод, позволяющий работать с детьми, испытывающими страхи, тревожность, беспокойство, Например, при прослушивании  спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения, ребенку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него страх, тревожность и т.д.

Танцевальная импровизация-направлена на изучение основ импровизационного движения и танца, развитие навыков чувствования и владения своим телом, выражение и оформление внутренних импульсов движения в импровизационном танце. Отдельное внимание в этом виде арт-терапии уделяется теме образа в исполнении, спонтанности и исследованию связи ощущений тела и возникающего движения.

Библиотерапия– метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии: диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов ребенка, отреагирование,  абсурдизация, расширение ролевого диапазона, катарсис. Абсурдизация – это отреагирование негативного и обесценивание травматического опыта через создаваемые страшилки, дразнилки, лимерики, частушки, «несуществующие персонажи».

С этой целью психолог подбирает литературные произведения, в сюжетах которых описаны страхи детей, формы переживания стрессовых ситуаций, выход из травмирующей для детей ситуации. Для проведения такой работы можно порекомендовать для детей разных возрастов использование произведений Л.Н. Толстого, Б. Житкова, В. Осеевой, А. Гайдара и др. Это такие произведения, как «Трусиха», «Аришка-трусишка», «На льдине», «Обвал», «Честное слово», «У страха глаза велики» и т.д.

Психодрама– использование в работе психолога драматизации. Дети разыгрывают  спектакль, «проигрывая» конфликтные и значимые  ситуации, ребенку предлагается  со стороны «посмотреть на данную картину и увидеть себя в ней». В работе с детьми, проявляющими тревогу, страх, пережившими стресс, различного вида травмы, наибольший эффект дает применение метода биодрамы.  Суть его состоит в том, что дети готовят представление, в котором действующие лица в нем – звери. Они распределяют между собой роли животных  и проигрывают конфликтные и жизненные ситуации на примере зверей. Разыгрывая спектакль, представление или ситуацию, дети действуют и говорят по-другому, нежели с использованием кукол. Переживания детей, реализуемые через образы животных, отличаются от человеческих, и в то же время, помогают понять чувства других.

Песочная терапия – форма активного воображения, предполагающая игру с песком и миниатюрными фигурками, что, в свою очередь, позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии.

Метод преобразования рассказа ребенка в действие может быть применен психологом для индивидуальной работы с детьми, в беседах «по душам». Примером может служить такой вид работы, как «Незаконченные дела», «У меня есть тайна», «Мои сновидения».

Ребенок рассказывает психологу, что ему приснилось, а психолог просит показать это с помощью движений, действий, материала, игрушек, масок, пластилина, фотографий, проективных карт и т.д.

Характерным примером новых тенденций в арт-терапии, связанных с использованием широкого спектра различных способов коммуникации и форм творческого самовыражения, является применение таких видов  работы, как групповой перформанс и инсталляция, где визуальный канал коммуникации играет ведущую роль.

Инсталляция – пространственно выстроенная композиция изхудожественных и бытовых предметов, объединенных одной идеей.

Развивающая перформанс-арт-терапия – ролевое развитие и трансформация, расширение способов коммуникации, идентификация с различными ролями и ситуациями. Перформанс (от англ. performance, представление, исполнение, действие, спектакль) – вид творчества, приближенный к театральному представлению, или спонтанное театральное действие, направленное на глубокое выражение темы.

Перформанс имеет ряд особенностей:

– в нем всецело доминирует сам автор, объектом творчества которого является не создаваемое им произведение, а он сам, и главным оказывается не результат его работы (картина, скульптура и т.п.), а процесс этой работы;

– перформанс  предполагает реальность действий и предметов, а также спонтанность в работе;

– он не имеет известного сценария, может быть индивидуальным и групповым. Очень важной особенностью перформанса является то, что его темы  всегда задаются. Они могут быть самыми различными, например, «Молодость и зрелость», «Добро и зло».

Психологи могут использовать в своей работе с детьми следующие типы упражнений:

1) предметно-тематический тип – рисование на свободную и заданные темы. Примером таких заданий являются рисунки «Моя будущая семья», «Я в школе», «Мой новый дом», «Мое любимое занятие», «Я сейчас», «Я в будущем» и т.д.

2) образно-символический тип – изображения  в виде образов.

С учетом большой значимости для подростков вопросов психологической, гендерной и культурной идентификации специалист может в мягкой форме предлагать им задания, ориентированные на предъявление в визуальной форме своего психологического, гендерного и культурного «Я» – создание автопортретов «Символический автопортрет», личных гербов, флага своей культурной идентичности. Темы могут быть разными «Мой личный герб» (создание фотоколлажа, рисунок), «Я – представитель своей культуры» (создание маски), «Мой город и люди в нем» (фотосессии в городе), «Пословицы и поговорки разных стран мира» (работа со стимульным фотоматералом);

3) упражнения на развитие образного восприятия – «Рисование по точкам», «Волшебные пятна», «Дорисуй рисунок», в их основе лежит принцип проекции;

4) игры-упражнения с изобразительным материалом для детей младшего дошкольного возраста – экспериментирование с красками, бумагой, карандашами, пластилином, мелом и др. «Рисование пальцами рук и ног», «Разрушение-строительство», «Наложение цветовых пятен друг на друга»;

5)   задания на совместную деятельность – сочинение сказок, историй с помощью рисования. Используются приемы последовательного поочередного рисования типа «Волшебные картинки» – один начинает, другой ребенок продолжает и т.д.

 

ПРАВИЛА АРТ-ТЕРАПИИ

 

Первое и самое главное:

Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь   стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать все накопленные чувства и  улучшить свое состояние.

Второе:

Рисунок (скульптура или инсталляция) должны анализироваться, в первую очередь, самим автором, а не психологом.  Дело в том, что арт-терапия является «инсайт-ориентированной» методикой. Это значит, что анализируя, то есть, созерцая своё творение, человек сам понимает что-то о себе и своей проблеме, чего не скажет ему даже самый умудрённый практикой психотерапевт. Это бывает не с первого раза и почти никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и настроений.

Третье:

В любом случае, даже если рисующий с трудом понимает чем и для чего он сейчас занимается, даже если до инсайта ещё далеко, – помните, что арт-терапия лечит уже по факту того, что делается сейчас. Механизм воздействия может быть не до конца понятен, но после создания рисунка, всегда становится легче. Помните об этом всегда.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АРТ-ТЕРАПИИ

 

Во-первых, если «душит» агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции, всегда стоит предпочесть лепку. В этом случае рисунок, возможно, будет  только раздражать, а вот лепка, наоборот  успокоит.

Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочтение отдается рисунку. Создание коллажей, вырезанных из журналов –  это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий.

В-третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры: карандашей, пастели, фломастеров, красок, гуаши. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

В-четвёртых, для создания рисунков нельзя пользоваться линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.

В-пятых, занимаясь арт-терапией, можно создавать «программные» рисунки. Если хочется рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах. Заново создавая такие традиционные архетипы как «дом», «дерево», «человек» легче достигнуть инсайта – найти общий язык с бессознательным, понять исходящие от него сигналы. Тест «Нарисуй историю» и РТС (Рисуночный тест Р.Сильвер) используются с целью выявления эмоциональных нарушений у детей и подростков. Так, основным назначением теста «Нарисуй историю» является диагностика таких нарушений, в том числе депрессий, включая их маскированные варианты. Учитывая, что дети зачастую не могут описать свое состояние словами, выявление у них депрессии представляет особую сложность. Однако такое состояние может определяться по характеру детских рисунков, в том числе, по преобладанию в них негативной тематики (изображения печальных, одиноких, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей).

 

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

С цветами

  1.   Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый – тот, который вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй – наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
  2.   Выберите из цветовой палитры три цвета, которые составят красивую гармоничную композицию, и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.
  3. Выберите цвета, которые отражают вашу личность, ваш характер, и создайте с их помощью композицию.
  4. Выберите цвета, которые «нейтрализуют» ваши негативные переживания, и используйте их в создании любого рисунка.

 

С каракулями

  1. Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария).
  2. Заведите «дневник каракулей» в отдельном альбоме для рисования. Ведите его строго определённый промежуток времени (один день, неделя). Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока «эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей.

 С чернильными пятнами

Эти упражнения арт-терапии продолжают и развивают идею знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного материала можно создавать свои собственные абстракции и анализировать их, что гораздо интересней!

Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватмана бумаги. Затем сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверните лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте серию таких «пятен Роршаха», используя разные цвета, а затем попытайтесь описать рисунки, дав каждому из них название и характеристику.

 

 

С глиной, воском или пластилином

  1. 1.           Упражнение «Вылепите свою проблему»

Вылепив, поговорите с ней, высказав ей всё, что хотите. Трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно. Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

 2.  Упражнение «Автопортрет в натуральную величину»

Это единственное упражнение арт-терапии, которое нельзя сделать в одиночку – понадобится партнёр и очень большой лист бумаги (можно использовать обои).

Нужно лечь на этот лист, чтобы партнёр мог обвести кистью по контуру тела. После этого создаётся «Образ самого себя». Дорисовывается и раскрашивается так, чтобы объяснить своим рисунком, что же происходит внутри тела, как по телу текут «энергетические токи», как чувствуют себя различные части тела, какого они цвета…

И в заключение об арт-терапии…

Используйте возможности арт-терапии в работе с детьми  регулярно – так можно отслеживать малейшие изменения в их эмоциональном состоянии, увидеть их глубинные и неосознаваемые переживания себя.

Арт-терапия – это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершать многочисленные открытия.

Рекомендации для специалистов обособленных подразделений по проведению интерактивного семинара для приемных родителей «Родители и дети: общение и взаимодействие»

Просмотров: 335

Интерактивный, иначе говоря – имеющий отклик, откликающийся, «интер» в этом случае означает «взаимно», а «активность» – деятельность, то есть взаимодеятельность, обратная связь.

К интерактивным приемам относятся разного рода групповые игры и упражнения, групповые дискуссии, а также ролевые игры.

Их типология разнообразна и определяется теми целями и задачами, которых они позволяют достичь  в ходе проведения интерактивного семинара.

Среди групповых игр и упражнений выделяются разминки, психогимнатические упражнения, направленные на интенсивное пространственное взаимодействие участников, на овладение ими новым сенсорным опытом, на коммуникативное взаимодействие, на «границы психологического пространства», на развитие эмоций, на быстрый отдых и расслабление. Такие игры могут быть использованы специалистами с целью снятия эмоционального напряжения участников семинара и создания благоприятной психологической атмосферы, как в начале, так и в течение его, с целью актуализации проблемы, над которой участникам предстоит работать, с целью интенсивного взаимодействия участников, решающих актуальные вопросы групповой динамики или сплочения группы, с целью расслабления и релаксации. При этом сразу же необходимо отметить, что одно и то же упражнение позволяет достичь сразу несколько целей, посредством решения тех задач и перспектив, которые заложены в нем.

Цель интерактивного семинара: повышение уровня психолого-педагогической компетентности  замещающих родителей.

Задачи:

1.  Расширение осознанности мотивов и стилей воспитания в приемной семье.

2.  Самоисследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско-родительских отношений в приемной семье, преодоление стереотипов, ригидных паттернов поведения.

3.  Гармонизация стиля и методов семейного воспитания.

4.  Развитие   способности   быть счастливым родителем, воспитывая счастливого ребенка.

По форме проведения интерактивный семинар является тренингом. В нем должен быть:

  1. Информационный блок, который позволит участникам расширить свое понимание сущности многих  психологических и педагогических понятий и явлений.
  2. Диагностический   блок, который поможет оценить уровень развития у приемных родителей и детей некоторых личностных качеств.
  3. Практический блок, состоящий из  упражнений  и заданий, выполнив которые родители смогут повысить свою психолого-педагогическую компетентность.
  4. Методический блок, содержащий рекомендации, правила, советы, методы, психологические упражнения и техники, развивающие у участников тренинга способность быть счастливыми.

Игры и упражнения для фазы «Знакомство»

Большинство людей, находясь в чужой, новой для себя обстановке, испытывают неуверенность, неловкость, не знают чего ожидать (боятся, что  мероприятие  будет напоминать традиционный семинар), многие могут  не знать друг друга.  Задача специалистов, ведущих интерактивный семинар, состоит в том, чтобы создать такую атмосферу, которая вызовет ощущение безопасности, дружеского расположения и одобрения. Это позволит участникам семинара сосредоточиться на том, чему им нужно обучиться, снимет внутреннее напряжение. В этом могут помочь техники, которые носят название «разбивание льда». Например:

1. «Представление».

Попросите участников семинара представиться, сообщив о себе определенную информацию.  Подбор информации и форма представления зависят от специфики группы. Это может происходить следующим образом:

а) имя и фамилия, место жительства, место работы, профессия, занимаемая должность,  ожидания от занятия – представление может идти по кругу или в произвольном порядке (не стоит настаивать на очередности);

б) каждый (по кругу) называет свое имя и имена всех уже представившихся до него –  техника «Снежный ком»;

в) каждый называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа, как эхо, повторяет это все за ним –  техника «Эхо»;

г) каждый участник по кругу говорит «моя обида похожа на…» и изображает. Следующий продолжает, говоря «обида (имя предыдущего участника) похожа на…, а моя обида похожа на…» и тоже изображает. Далее по принципу снежного кома.

Примечание: техники должны быть безопасны и неагрессивны. Эффективны в самом начале занятий, когда люди мало знакомы. Техники «Снежный ком» и «Эхо» можно использовать как на первом этапе, так и для завершения занятия.

2. «Интервью».

Используется техника деления на пары, формируются малые группы, и ведущий предлагает участникам взять в течение 5 минут друг у друга интервью в произвольной форме. Важно, чтобы каждый член группы представил своего партнера (партнершу): например, имя, профессия, какую организацию представляет, интересный факт из жизни.

Примечание: данная техника способствует более тесному сближению в группе. Участники обретают ощущение важности и ценности каждого, осознания себя как личности, интересной другому.

Нужно отметить, что данная техника занимает много времени и поэтому ее нежелательно использовать в группе, превышающей 25 человек.

Показатели эффективности работы специалиста:

  1. Способность вести объективное наблюдение за группой и процессом.
  2. Отмечать общий настрой группы, способность определять цели и задачи, подбирать в соответствии с этим разминочные упражнения.
  3. Способность давать четкую инструкцию к упражнению, а также проводить обсуждение.

Игры и упражнения для фазы «Разогрев»

1. «Приветствие».

Участникам предлагается встать в круг и, двигаясь хаотично по нему, поздороваться с участниками действия различными способами:
как люди очень застенчивые, стеснительные;
как люди куда-то спешащие, торопящиеся;
как люди, которые не видели друг друга несколько лет.
Необходимо продемонстрировать все действия игры.

2.  «Узел».

Участникам предлагается «завязать узел из тел», двигаясь медленно в центр круга и держась за руки, при этом руки опускать нельзя. Когда будет уже невозможно выполнять действия, участники останавливаются и начинают распутывать узел. В дальнейшем участникам интерактивного тренинга предлагается выполнить это же упражнение, но с закрытыми глазами.

3.  «Гипноз».

Участники располагаются в парах. Один играет роль гипнотизера, другой – гипнотизируемого. Гипнотизер медленно двигает рукой, держа ладонь перед лицом второго участника, гипнотизируемый медленно и синхронно пытается следовать за движением руки, направляя взгляд в центр ладони. Затем участники меняются ролями. Еще более интересно выполнять упражнение в тройках, оно так же, как и предыдущее, предусматривает смену ролей. Упражнение лучше выполнять под музыкальное сопровождение.

Следует еще раз подчеркнуть, что при выполнении всех упражнений «разогрева» необходимо очень строго соблюдать технику безопасности, чтобы избежать столкновений и травм.

4. Упражнение «Хорошо-плохо».Ведущий начинает упражнение любым высказыванием, сопровождая его оценкой и обоснованием своей оценки. Например, «Сегодня хорошая погода. И это хорошо, потому что у всех приподнятое настроение». Следующий по кругу участник берет предыдущее обоснование в качестве основной фразы и дает ему противоположную оценку, в свою очередь обосновывая ее: «У всех приподнятое настроение, и это плохо, потому что это отвлекает от работы». «Отвлекает от работы – и это хорошо, потому что …» – продолжает следующий, и так до того момента, пока всем не станет очевидно, что позитивная оценка явлений и событий гораздо приятнее, чем негативная. Результатом выполнения упражнения является веселое настроение всех участников и развитое умение находить позитив.

Игры и упражнения для фазы «Основная часть тренинга»

Упражнение «Нарисуйте свое групповое настроение». Участникам тренинга предлагается разбиться на малые группы. Каждая группа на своем большом листе рисует свое настроение.

Далее ведущий тренинга может предложить группе два  инновационных метода работы: «Рисуем музыку» и «Рисунок семьи в образах цветов».

Психолог также может предложить участникам групповую интерактивную работу с масками «Мое новое Я». В малых группах участники тренинга, используя краски, кисти, пастель, аппликацию,  ищут и создают свои групповые маски на заданную тему. Затем в каждой группе идет обсуждение возможностей использования этого метода: с кем, в каких ситуациях и каковы могут быть модификации этой методики.

Можно предложить участникам групповую работу «Планета встреч». Участники тренинга должны  представить свою воображаемую планету, используя рисунки, маски, пение и т.д. Рассказать о принятых у них в семьях обычаях, правилах поведения и укладе семей на «их планете». Это упражнение может служить своеобразной подготовкой для последующего большого психологического перформанса, (Перформанс – использование движения, драматического действия, голоса, звука и изменений в собственной внешности и окружающем пространстве, позволяющее участникам группы физически включиться в контекст создаваемых художественных образов. Авторам художественных работ дается возможность физически пережить те темы, которые они отражают – надеть, например, маску и действовать от лица этого образа, исполнить «роль» темных или ярких цветов, форм и пространств рисунка, исполнить связанную с изображением церемонию. Воплощая все эти темы в собственных действиях, авторы художественных работ могут установить с ними иной вид отношений и открыть для себя иное измерение в переживании и осознании своих рисунков), как вариантагрупповой интерактивной коррекционной работы.

Упражнение «В семью животных попадает детеныш-сирота другого вида». Ведущий тренинга предлагает каждой группе выбрать свой жребий (заготовленные карточки) сложившейся непростой ситуации: у одних это может быть тигренок в семье орлов, у других – зайчонок в семье волков, у третьих – белый медвежонок в семье дельфинов, у четвертых – ежонок в семье белок. Необходимо найти и проиграть решение этой ситуации, найти способ образовать приемную семью, сталкиваясь с видовыми различиями. Это упражнение обычно вызывает очень большое оживление и интерес у всех участников тренинга. В процессе обсуждения в группе высказывается много  находок и инсайтов,  находится много очевидных параллелей со многими случаями из жизни приемных семей.

Упражнение «Рисунок будущего». В распоряжение участников тренинга предоставляются карандаши, краски и бумага. Им предлагается устроиться удобно там, где они будут чувствовать себя максимально свободно. Не ставя никаких ограничений, участники должны нарисовать свою будущую жизнь и профессиональную деятельность так, как они хотели бы, чтобы она сложилась. Необходимо указать дороги, ведущие к вершинам, на которые хотят взойти участники тренинга. По окончании работы участников тренинга составляется картинная галерея. Все участники, проходя вдоль этой галереи, обсуждают изображения, не называя имени автора рисунка.

После завершения каждого упражнения участники обсуждают чувства, которые они испытали при его выполнении.

Иногда дискуссия участников тренинга может принимать острый характер (когда заявляемая проблема касается  жизненных  принципов и личных переживаний участников), и они не всегда при этом достигают единодушия (у подростков дискуссии могут проходить более жарко, чем у взрослых, но и изменениям молодые люди поддаются проще). Не нужно бояться проблемных тем, накаляющих обстановку в группе, ведь такая дискуссия может подвигнуть человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. Чтобы спор не вышел за пределы тренинга, ведущему нужно подытожить рассуждения всех сторон и обсудить сходство и различие позиций участников.

При этом психолог призывает участников придерживаться правил ведения дискуссии в группе:

  1. Кратко и ясно формулировать свои мысли.
  2. Держаться темы дискуссии.
  3. В качестве аргументов подбирать примеры, которые близки и хорошо знакомы другим участникам дискуссии.
  4. Не доминировать, не навязывать свою точку зрения.
  5. Выслушивать внимательно мнение другого человека.
  6. Уважать чужую точку зрения и терпимо относиться к инакомыслию.
  7. Не критиковать и не оценивать высказывания участников.
  8. Не переходить на личности.
  9. Уметь выделить проблемные точки дискуссии.
  10. Поддерживать позитивную рабочую атмосферу в группе (юмор).

Приемы прерывания (блокировки) для ведущего группы

Данный прием является необходимым для успешного ведения группы. Он позволяет психологу не дать группе «увязнуть» в отклонениях от данной темы обсуждения, особенно, когда некоторые участники склонны «соскальзывать», или, когда другие начинают перескакивать с темы на тему, фантазировать или, вообще, отклоняться от темы. Групповая работа должна быть максимально эффективной, поэтому очень важно ведущему остановить участника тренинга, который начал говорить не по существу. При этом можно посмотреть прямо в глаза говорящему и, как в запросе на высказывание, немного приподнять указательный палец.

Ситуации, требующие обязательного прерывания:

1)      участник группы отходит от темы обсуждения;

2)      комментарии не соответствуют целям группы;

3)      ведущий хочет переключить внимание на что-то другое;

4)      начинается спор между членами группы;

5)      ведущий чувствует, что группа устала;

6)      один участник выносит моральное осуждение по поводу поведения другого;

7)      кто-то начинает рассказывать длинные истории, которые не имеют никакого отношения к группе.

8)      занятие заканчивается.

Прерывая того или иного участника, ведущий четко должен осознавать, зачем он это делает: собирается передать слово другому, меняет тему обсуждения, меняет вид деятельности, переходит к другому упражнению или к другой части занятия.

В момент прерывания, чтобы не обидеть говорящего, следует мягко, доброжелательно объяснить, почему его прервали. Например:

«Павел, я вынуждена вас остановить, так как вы говорите не совсем по существу. У вас есть еще, что сказать группе именно по нашей теме?».

«Галина, давайте остановимся на минутку, я вынуждена вас прервать, потому что время на исходе, а нам еще надо успеть обсудить результаты нашей сегодняшней работы».

Примечание: Не стоит останавливать, прерывать робкого, замкнутого участника (такому чаще нужно больше времени, для того чтобы влиться в группу, адаптироваться в ней, стать более открытым), может именно в эту минуту он начинает говорить действительно важное для него.

Завершение занятия. Рефлексия.

Примерные вопросы для фазы «Завершение»:

Как менялись ваши эмоции в течение всего тренинга? Что вызывало разочарование? Что было непонятным? Что радовало? Каждому участнику группы предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…».