Способы эффективной коммуникации

Коммуникабельность – важное качество людей устанавливать деловые и повседневные связи, контакты, отношения, относится к одной из составляющих техники влияния (убеждения). Но прежде чем на кого-то повлиять, необходимо сначала навести мосты в общении с другим человеком или аудиторией, как на психологическом, так и на физическом уровне. Говоря проще, необходимо вызвать у людей доверительное отношение к себе.

Методы, применяемые в эффективной коммуникации для «психологической стыковки»

1. Постарайтесь создать спокойную обстановку. Нервничая сами, вы вызываете ответную реакцию. Легче вести разговор, если вас никто и ничто не будет отвлекать.

2. Обрисуйте ситуацию, но постарайтесь сразу не высказывать своего мнения на ее счет. Обязательно дайте слово оппоненту, так вы узнаете его отношение к ситуации.

3. Включайтесь в ситуацию. Расскажите историю из своей жизни с исходом, похожим на тот, о котором говорил вам собеседник.

4. Не осуждайте, не навешивайте ярлыки и не интерпретируйте слова собеседника.

5. Отзеркаливайте фразы собеседника. Т.е. повторяйте, что он сказал, не меняя интонацию, но перефразировав предложение. Так вы поймете, правильно ли поняли собеседника, и заодно убедите его, что вы внимательно слушаете. Например: «я понял вас так…», «как я понимаю, вы хотите сказать…», «вы чувствуете…».

6. Начинайте менять отношение собеседника к ситуации. Расскажите правдивую историю с исходом, который нужен вам. Ссылайтесь без стеснения на весомые источники, такие как СМИ, известных или авторитетных людей, исторические или статистические факты и т.д. Если не убедили оппонента, приведите еще пару доводов, или расскажите еще 1-2 случая с требуемым исходом событий, покажите собеседнику преимущества такого разрешения ситуации (не забывайте упоминать авторитетные источники).

7. Раскройте преимущества нового разрешения вопроса. Покажите выгоды исхода, описанного в последней истории (люди не всегда умеют делать выводы, тем более, нужные вам).

8. Четко заявляйте о своем намерении. Кратко и лаконично подведите итоги, перечислите все выгоды и озвучивайте свое предложение.

9. Укрепите доверие. По окончании беседы скажите, что вам было приятно иметь с собеседником дело, выскажите намерение продолжать сотрудничество (невзирая на результат разговора) и готовность оказать помощь или услугу.

Влияние невербального общения на эффективную коммуникацию

Помимо «психологической стыковки», для эффективной коммуникации нужно еще и «присоединение» на уровне подсознательном. В этом поможет невербальная коммуникация – общение на языке жестов, мимики и т.д. Именно она является самым мощным оружием, поскольку невербальные знаки нашим подсознанием определяются как более правдивые (их подделать намного труднее), а около 60% информации мы получаем из невербальных источников. Поэтому роль мимики и жестов в коммуникации переоценить сложно.

Способы установления контакта с помощью невербальных средств общения:

1. Зеркальное отражение жестов собеседника. Копируйте жесты, мимику, интонацию собеседника, положение рук и ног, но делайте это осторожно, без излишнего рвения, и так, чтобы это не было слишком заметно. Люди любят смотреться в зеркало, но им не нравится, когда их пародируют.

2. Не вторгайтесь в личное пространство собеседника. На всем протяжении беседы или своей речи держите дистанцию, пока не будет достигнут необходимый уровень доверия. Не подходите ближе полуметра к собеседнику. Это расстояние личного интимного пространства и любое вторжение в эту зону (до момента достижения доверия) вызовет отвержение. Если вы встречаетесь не первый раз или уже наладили отношения (только в этом случае) и хотите сократить дистанцию, в конце беседы подойдет прикосновение или дружеское похлопывание по плечу.

3. Старайтесь не прикасаться к носу и рту во время разговора, на подсознательном уровне это распознается как ложь.

4. Поза во время беседы или выступления должна быть открытой (руки и ноги не скрещены), это воспринимается как искренность и доброжелательность.

5. Обратите внимание на свою речь, в особенности дикцию, темп речи, громкость, паузы в словах. Говорите не слишком быстро, но и не слишком медленно.

6. Не говорите: «Вы, не правы», «Я с вами не согласен». Это настраивает человека против вас. Лучше сказать: «Я с вами согласен, но…», или «Да, но…» и излагайте свои доводы.

7. В то время, когда говорит собеседник, наклоните голову вперед или слегка кивайте, как бы соглашаясь с его словами. Это действие с вашей стороны говорит на языке тела, что вы согласны и готовы на сотрудничество и взаимность. Не отклоняйтесь и не отклоняйте голову назад – на невербальном языке это означает отстранение от собеседника и нежелание продолжать общение.

 

Правила успешной коммуникации

 

Смотрите в глаза

Большинство людей стесняются смотреть в глаза собеседнику, а это ведь очень важно при коммуникации. Естественно, пристально смотреть в глаза не стоит, но периодически контакт должен быть.

 

Говорите правду

Человек может врать только лишь словами. Сама ложь легко определяема и мало убедительна. В любом случае, если обман удался, вам приходится запоминать, что вы соврали человеку, чтобы в будущем вас не раскрыли.

Рыба в воде

Не стоит спорить и отстаивать точку зрения в вопросах, в которых вы не достаточно сильны. Лучше прямо сказать: «Я не силён в этом вопросе», чем потом выглядеть глупо, когда ваше утверждение будет подвергнуто сомнению.

 

Произносите вслух свои мысли и предположения

Рассуждайте вслух. Когда собеседник понимает ход вашей мысли, ему проще вас понять, ведь каждый думает по-разному. Так ваши поступки и действия становятся прозрачными и понятными.

 

Ищите общие темы

Люди, не нашедшие общих тем, мало интересны друг другу. Общение, если оно происходит по желанию обоих собеседников, строится на взаимной симпатии. Но никакая симпатия не сохранит коммуникацию, если с человеком не интересно.

 

Создавайте дефицит общения 

Это одно из самых важных правил общения. Нужно всегда соблюдать меру. Пусть лучше человек чувствует, что ему вас не хватает, чем понимает, что ему надо от вас отдохнуть.

 

Улыбайтесь

Улыбайтесь чаще. Ведь это полезно для здоровья. С человеком, который улыбается, всегда хочется общаться. Улыбка очень заразительна.

 

 

Будьте доброжелательны

В психологии это явление называется «эффектом отношения к наблюдателю», т.е., в большинстве случаев, наши собеседники склонны относиться к нам с симпатией именно тогда, когда видят с нашей стороны проявление положительного отношения. Получается, что именно мы берем на себя ответственность за результаты своего общения.

 

Культура речи

Чтобы нас было комфортно слушать, мы должны проговаривать каждое слово, выражаться понятно и не терять окончания. Это очень важно. Никому не приятно слушать неразборчивую речь. Помните, что большинство проблем между людьми возникает из-за непонимания.

 

Не критикуйте, не осуждайте и не жалуйтесь на людей

Критика – это быстрый способ создать обиды на вас. Вместо того, чтобы говорить людям, что они делают что-то неправильно, задавайте им вопросы, чтобы попытаться выяснить, почему они делают то, что делают. Предложите им альтернативные способы – это будет восприниматься как попытка помочь.

 

Цените людей

Вы, вероятно, очень быстро замечаете, что вам не нравится в людях. Может быть, вы иногда даже даете им это понять. Просто убедитесь, что ваша оценка является подлинной. Возможно, вы слышали эту фразу, когда росли: «Если вы не можете сказать что-нибудь хорошее, не говорите ничего».

Если кто-то важен для вас, в любом случае, скажите ему об этом! Это касается любого типа межличностных отношений, будь это ваш супруг, дети, сотрудник, коллега, друг, член семьи – любой! Людям нравится чувствовать себя важными. Дайте им то, что они хотят, и они будут любить вас за это. Опять же, важно, чтобы вы делали это с искренностью.

 

Будьте искренне заинтересованы в других

Станьте искренне заинтересованы в других людях. Не каждый хочет это признать, но правда в том, что любимым предметом большинства людей являются они сами. Используйте это в ваших интересах. Задайте собеседникам вопросы. Поговорите с ними о вещах, которые их интересуют. Сфокусируйтесь на них. Вы быстро завоюете их дружбу.

 

Будьте хорошим слушателем

Это подходит к принципу сосредоточения внимания на другом человеке. Слушайте больше, чем говорите, и вы быстро разовьете хорошие межличностные отношения с людьми.

Избегайте споров, и понимайте, что вы на самом деле не всегда правы. Если вы не правы, признайте это

Вы действительно можете нанести вред вашим межличностным отношениям, если отказываетесь признать, что не правы. Это разочарование для других, ущерб доверию. Если вы не правы или сделали ошибку, признайте это. Это позволит каждому двигаться дальше.

 

Эти простые приемы позволят расположить к вам практически любого человека. И ваша коммуникация будет эффективной.

Реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных из приемных семей

Введение

 

В последние годы в нашей стране осуществляется последовательная работа по семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но, несмотря на позитивную динамику, увеличение количества приемных семей повлекло за собой и рост возвратов детей из приемных семей и, что самое страшное, иногда многократный. Такое явление получило название «вторичное сиротство». Отказ от приемного ребенка, как правило, связан с серьезными переживаниями замещающих родителей по поводу собственной некомпетентности и своего бессилия, невозможности справиться с поведением ребенка.

Вторичное сиротство является для ребенка серьезной психотравмирующей ситуацией, которая может наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, разрушить его личность и сделать невозможным его дальнейшее устройство на воспитание в семью. Таким детям приходится самостоятельно справляться со своим новым горем, разрушенными надеждами и  учиться жить с осознанием своей ненужности. Это трудно сделать один раз, а во второй почти невозможно.

У этих детей меняются требования к жизни и к себе. Они разучаются верить и научаются ненавидеть и, вырастая, попадают в группу высокого риска по отказу уже от собственных детей, т.к. у них не формируются привязанности, они склонны к девиантному поведению, проявлению агрессии, аутоагресии и суицидам.

Для оценки состояний детей, возвращенных из приемных семей, и эффективности психологической помощи можно использовать различные опросники и шкалы:

1. «Полуструктурированное интервью для выделения признаков посттравматического    синдрома   у   детей»   (разработано    А.И.   Шепиной,

А.В. Макарчук).

2. «Опросник субъективного дистресса» (ОСД) (М. Хоровиц в адаптации С. Лебедевой) для измерения реакции дистресса и типа ее протекания.

3. «Методика экспресс диагностики качества психоэмоциональной жизни» (адаптация А.Н. Михайлова).

4. Проективная диагностика «Рисунок человека» (К. Маховер).

Курс реабилитации детей после вторичных возвратов затрагивает вопросы по трем основным темам – психологическая травма, жизнестойкость, которая рассматривается в контексте восстановления ребенка от травмы, и формирование оздоравливающей среды для ребенка.

Настоящее пособие предназначено для сотрудников интернатных учреждений и содержит как теоретическую, так и практическую части, коррекционные занятия которых направлены на устранение последствий психической травмы.

 

Основные этапы коррекционной работы с детьми, возвращенными из приемных семей

 

1 этап «Диагностический»

Основная цель: составление социально-психологического портрета ребенка, выявление последствий психической травмы

Диагностируемые параметры

Диагностические методики

Интенсивность переживания утраты, степень выраженности травматических переживаний ребенка

Перечень травматических переживаний ребенка, анализ социального анамнеза, полуструктурированное интервью Н.В. Тарабриной

Уровень выраженности депрессивных переживаний

Опросник детской депрессии

М. Ковак, цветовой тест Люшера

Способность совладания со стрессом

Копинг-тест «Человек под дождем»

Самоидентичность, самопринятие, общая самооценка

Опросник С. Хартера

Отношение к индивидуальному времени

Методика Ж. Нюттена,  методика «Цветик – самоцветик».

Основные задачи:  диагностические наблюдения за детьми, (уделяя особое внимание детям с факторами риска психических расстройств, в основе которых лежат патопсихологические и патогенные поведенческие стереотипы) формирование положительных мысленных образов у ребенка, организация занятий по саморегуляции.

Для выявления уровня эмоционального напряжения можно использовать графическую методику М.А. Панфиловой «Кактус».

Детям предлагается нарисовать кактус таким, какой они себе его представляют. После рисования дети отвечают на 5 вопросов, касающихся этого кактуса. Критериями для выявления уровня эмоционального напряжения выступает наличие в рисунках признаков тревожности, агрессивности и демонстративности, неуверенности в себе. За каждый признак ребенок получает 1 балл.

Интерпретация результатов: 4-3 балла – высокий уровень эмоционального напряжения, 2 балла – средний уровень, 1 – 0 балла – низкий уровень. Наличие агрессивности можно предположить, если в рисунке присутствуют иголки. О демонстративности говорит наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. Признаки тревоги выражаются в использовании темных цветов, преобладании внутренней штриховки прерывистыми линиями. О неуверенности в себе можно судить по маленькому размеру рисунка, расположению внизу листа. Также о признаках тревожности, агрессивности, демонстративности и неуверенности в себе можно судить по ответам детей о нарисованном кактусе.

Показатели готовности ребенка к переходу на следующий этап коррекционной работы: 

– снижен риск патологических состояний;

– знаком с пространством, распорядком, не нарушает правила;

– может посещать школу.

2 этап «Реабилитационный»

Основная цель: завершение ситуации травмы.

Основные задачи: нивелирование психотравматических переживаний, восстановление личностных границ, исчезновение всех симптомов предыдущей фазы.

Дополнительное условие: занятия с психологом (индивидуальные) – не менее 2-х часов в неделю.

 Методы психологической помощи(в зависимости от потребностей и возможностей ребенка, фазы переживания утраты): работа с общим напряжением (техники релаксации, физические упражнения, работа с сопротивлением материала, использование материалов, удобных для разрушения), осознание внешних границ тела, «контейнирование» фантазий о травме, работа с образами травмы, простраивание картины потребностного будущего.

Основные методы и техники: 

– релаксация, визуализация, телесная терапия, арт – терапия;

– игровая терапия (игра в Робинзона), нарративная терапия (рассказывание историй, диалогическое рассказывание историй, сказкотерапия),  когнитивно–бихевиоральная терапия (выявление и оценивание автоматических мыслей, убеждений, поведения, выстраивание континуумов, работа с книгой жизни).

Показатели готовности ребенка к переходу на следующий этап коррекционной работы: спокоен в контакте, может дифференцировать и вербализовать собственные чувства, способен к саморегуляции, адекватно (без чувства вины и обиды) оценивает ситуацию возвращения, проявляет активность и заинтересованность в рамках основной деятельности.

3 этап «Интеграционный»

Основная цель: актуализация личностных ресурсов ребенка, ресурсов социально – поддерживающей сети, формирование жизнестойкости, включение в систему подготовки к семейному устройству или самостоятельной жизни.

Основные задачи: мобилизация внутренних и внешних ресурсов, «проработка» впечатлений, реакций и чувств, определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости.

Дополнительные условия: индивидуальное занятие с психологом (еженедельно или 2 раза в месяц), подготовка коллектива учреждения к дальнейшей работе с возвращенным ребенком.

Формы организации: включение в общую программу социализации (групповое консультирование, тренинги, организация взаимодействия, формирование группы поддержки, досуговая и общественная занятость вне учреждения, частичная рабочая занятость).

 

Методы коррекции эмоциональных отклонений у детей, перенесших психологическую травму

 

Психологу, работающему с детьми, пережившими травматические события, необходимо включать в реабилитационную работу игровые упражнения. Дети любого возраста охотно откликаются на игру. Хорошо предлагать игры или упражнения, активизируя фантазию самого ребенка. Эффективны упражнения с последовательным напряжением и расслаблением разных групп мышц, а также игры, поддерживающие и активизирующие инстинктивные защитные реакции «бегства и борьбы», игры и упражнения, направленные на восстановление доверия ребенка к миру, на установление эмоциональных связей.

Положительная динамика свидетельствует об изменении психоэмоционального фона ребенка. После подобной работы дети становятся спокойнее, чем на момент начала игры, расслабленными, чувствуют физическое и эмоциональное облегчение, у них улучшается настроение. Одним из достоинств представленного подхода работы с травматическим состоянием является то, что психолог может работать с телесными процессами, избегая содержательного контекста. Важным условием является внимание к внутреннему процессу ребенка, к его желаниям, его состоянию, его потребностям. Если ребенок отказывается играть, не стоит заставлять его, так как любое «директивное» действие может активизировать травму. В случае сопротивления попробуйте понять желания ребенка. Возможно, лучшей игрой для него будет спрятаться или сделать себе «нору». Отсутствие контакта означает, что пока еще ребенок не чувствует себя в безопасности. А для психолога необходимым является набраться терпения и
соблюдать темп, заданный самим ребенком. Задача специалиста – помочь ребенку обрести ощущение безопасности, только после этого переходить к совместным действиям – играм и упражнениям.

Метод арт-терапии основан на использовании различных изобразительных средств. К группе таких методов относятся рисование, лепка, создание коллажей. Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми, перенесшими психотравмы, считается метод «Проективный рисунок». Рисунки, создаваемые в процессе терапии, рассматриваются как проекции определенных аспектов внутренней жизни человека. Рисуя, ребенок дает выход своим подавленным чувствам, желаниям, мечтам, а также соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами и выражает отношение к ним. Это позволяет преобразовать психотравмирующий опыт и связанные с ним эмоциональные состояния.

В контексте арт-терапевтического и игротерапевтического подходов также применяется песочная терапия. Это один из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных и эмоциональных проблем через творчество и игру. Он основан на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии. Композиция, выстроенная ребенком, используется для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств и терапевтической работы с ними. В процессе песочной терапии могут корректироваться некоторые неадаптивные установки, иррациональные представления. Один из основных позитивных механизмов воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками. В этом процессе игры освобождается заблокированная энергия и активизируется возможность самоисцеления, заложенная в психике любого ребенка.

Выделяют следующие методические приемы коррекции эмоциональной сферы детей: словесные и подвижные игры, психологические этюды, рисование (тематическое и свободное), беседы и моделирование проблемных ситуаций.

Метод психогимнастики. Занятия по психогимнастике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз. Первая фаза – это снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы. Вторая фаза – пантомима (изображение страха, растерянности, удивления). Третья фаза – заключительная, направлена на закрепление чувства принадлежности к группе.

Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно разделить на две группы: основные и специальные. К основным методам относятся: игротерапия, арт-терапия, метод аутогенной тренировки, поведенческий тренинг. Специальные методы включают в себя игровые, психоаналитические методы. Эти две группы методов взаимосвязаны.

И.И. Мамайчук предлагает следующую систему коррекционных занятий. Занятия проводятся поэтапно через день в небольшой (до 5 человек) группе детей с учетом возрастных и индивидуально- психологических особенностей ребенка. Каждая встреча включает в себя нескольких этапов. Рассмотрим использование методов поддержки и коррекции в каждом из этапов занятия.

Первый этап – успокаивающий, в процессе которого используется вербально–музыкальная психокоррекция с целью снятия психического напряжения. Затем детям предлагаются зрительно-музыкальные стимулы, направленные на устранение тревожности и создание позитивных установок на последующие занятия.

Второй этап – обучающий. Здесь детей обучают релаксирующим упражнениям, которые вызывают расслабление мышц, регулируют дыхание, ритм и частоту сердечных сокращений.

Третий этап – восстанавливающий. На фоне релаксации дети выполняют специальные упражнения, помогающие корректировать настроение, развивать коммуникативные навыки.

Групповая работа осуществляется с учетом следующих позиций:

-разница в возрасте детей не превышает двух лет;

-дети в состоянии говорить о собственном опыте переживаний без эмоционального срыва и обладать потенциалом для того, чтобы выслушать других;

-дети обладают приблизительно одинаковым интеллектуальным, эмоциональным и физическим уровнем развития;

-дети контролируют свою импульсивность и способны соблюдать правила;

-дети  обладают хорошим уровнем концентрации внимания.

Примерные коррекционные занятия с детьми младшего и среднего дошкольного возраста для коррекции эмоционально-волевой сферы

Коррекционное занятие «Удивительный сон».

Вид: эмоционально – личностный.

Цель: создать эмоционально благоприятную обстановку в группе. Развить умения передавать эмоции страха, радости, удивления,  проявить личностное качество – смелость, слушать других людей,  понять эмоциональное состояние другого человека, закрепить понятие о добре. помочь преодолеть чувство страха.

Оборудование: мягкая игрушка, аудиозапись (релаксационная музыка), ладошки из цветного картона (красного, синего и желтого цвета), разноцветные фишки, картонная коробочка и прорезью в крышке («Копилка воспоминаний»)

Ход занятия:

  1. 1.    Приветствие.

Цель: научить детей начинать общение с приветствия. Создать положительный эмоциональный фон.

Инструкция: «Здравствуйте, ребята! Вы пришли в волшебную комнату. Здесь все для вас – игры, игрушки, карандаши, и все-все-все! Но чтобы играть в этой комнате, надо выполнять правила:

1) быть честным;

2) когда один говорит, остальные слушают;

3) не драться, не кусаться, не толкаться;

4) ничего не бояться, играть и не отказываться.

Теперь надо поздороваться друг с другом. Скажите, как можно поприветствовать друг друга? (ответы детей). А мы сегодня поздороваемся так, как здороваются котята – щечками. Повернитесь друг к другу и прикоснитесь своей щекой к щеке друга. Вот мы и поздоровались».

  1. 2.    Упражнение «Напугаем страх».

Цель: развить внимание, создать доброжелательную атмосферу, помочь преодолеть чувство страха.

Инструкция: «Сегодня мы отправимся в путешествие в удивительный лес. Но там нас могут поджидать коварные страхи. Не бойтесь их! Сейчас я научу вас, как напугать страх. Я буду читать стихотворение, и показывать движения, которые отгоняют страхи, а вы повторяйте за мной. Начнем:

Страх боится солнечного света (ведущий поднимает руки вверх и разводит в стороны).

Страх боится летящей ракеты (поднимает слева направо левую руку, справа налево – правую).

Страх боится веселых детей (широко улыбается, большой палец правой раскрытой ладони приставляет к носу, большой палец левой раскрытой ладони приставляет к мизинцу правой и шевелит пальцами).

Страх боится интересных затей (поворачивается к ребенку и протягивает ладони для хлопка).

Я улыбнусь, и страх пройдет (широко улыбается)

Больше меня никогда не найдет (машет указательным пальцем).

Страх испугался и задрожал (показывает испуг и дрожь).

И навсегда от меня убежал (прикладывает руку ко лбу и смотрит вдаль по сторонам).

Мы научились пугать страх и теперь готовы отправиться в любое путешествие».

  1. 3.  Упражнение «Добрые дела».

Цель: развить умение слушать друг друга, закрепить знания о добре.

Инструкция: «Зайчик сделал доброе дело и помог Оле и Кириллу выйти из леса. Скажите, а вы делаете добрые дела? К нам в гости на полянку пришел тот самый заяц. Мы будем по очереди гладить его и рассказывать о добрых делах, которые мы делали. Только слушайте друг друга внимательно. Помните наше правило: «Когда один говорит, все остальные слушают».

Ведущий берет зайца, гладит его и говорит: «Я помогла бабушке донести до дома тяжелую сумку». Передает зайца другому ребенку и так по кругу.

После того, как дети скажут, какие добрые дела делали, спрашивает: «Сережа, ты помнишь, какое доброе дело сделала Соня?»

  1. 4.    Игра «Кричалки – шепталки – молчалки».

Цель: смена динамики, развитие внимания.

Инструкция: «Ребята, нам с вами на полянку светит солнышко и предлагает поиграть в очень интересную игру. Она называется «Кричалки – шепталки – молчалки». У меня есть вот такие ладошки (показывает ладошки из цветной бумаги). Красная ладошка – это Кричалка. Когда я покажу ее вам, вы можете бегать и кричать. Желтая ладошка – это Шепталка. Когда вы ее увидите, то должны будете только ходить и шептать. Синяя ладонь – это Молчалка. Когда я подниму ее, вы должны будете замереть и молчать. Кто не заметит смену ладошки, тот проиграл и садится на стульчик. А тот, кто выиграет, получит в подарок вот такую фишку (показываю). Итак, начнем».

После игры ведущий раздает победившим фишки. А проигравшим говорит: «В этот раз вы были невнимательны и поэтому проиграли. Но я знаю, что в следующий раз вы будете внимательны и обязательно выиграете».

  1. 5.    Релаксация «Волшебный сон».

Цель: снять физическое и психическое напряжение. Научить детей расслабляться.

Инструкция: «А теперь представьте себе, что вы маленькие котята, которые устали после веселой игры и хотят немного поспать. Сядьте удобно. Так, чтобы спина откинулась на спинку стула, ноги стояли ровно, плечи были опущены и расслаблены. Когда начнется музыка, вы закроете глаза, и я буду читать стихотворение. Вы уснете волшебным сном. Волшебный он потому, что вы уснете не по-настоящему. Вы будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте мои слова. Шептать не надо, повторяйте мои слова в уме, про себя. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» и наше путешествие закончится тогда, когда закончится музыка, и я скажу: «Открывайте глаза». Внимание, наступает «Волшебный сон». Ведущий включает релаксационную музыку и начинает читать стихотворение.

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко… ровно… глубоко….

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (2 раза)

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы…(2 раза)

Дышится легко… ровно… глубоко…

Напряженье улетело…

И расслабилось все тело…

Будто мы лежим на травке…

На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас,

Руки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас,

Ноги теплые у нас…

Дышится легко… ровно… глубоко (2 раза с перерывом)

Длительная пауза

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

(выключает музыку)

Рефлексия занятия № 1

Цель: самоанализ ощущений и достижений.

Инструкция: «Ребята, сегодня мы научились по-новому здороваться. Мы побывали в лесу. Там мы послушали и показали интересную историю, рассказали зайчику про свои добрые дела, поиграли с ладошками и заснули волшебным сном». Ведущий показывает «Копилку воспоминаний» (передает детям фишки). «Возьмите фишки и подумайте, что вам больше всего понравилось сегодня». Потом ведущий предлагает: «Я буду передавать вам «копилку», а вы будете говорить, что вам сегодня понравилось и класть в копилку фишку. И так мы будем делать всегда, после каждой встречи, чтобы все наши приятные моменты не забывались и навсегда оставались с нами. Только внимательно слушайте друг друга. Я начну (кладет фишку в копилку). Мне понравилось здороваться, как котята (передает «копилку» дальше по кругу)».

После того, как все дети положат свои фишки в «копилку», спрашивает: «Ярослав, что больше всего понравилось сегодня Маше?»

  1. 6.    Прощание.

Цель: научить детей заканчивать общение прощанием.

– «Вот и подошла к концу наша встреча. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня. До свидания».

 

Коррекционное занятие «Путешествие в удивительный лес».

 

Цель: развить умения передавать эмоции страха, радости, удивления, внимания, понять эмоциональное состояние другого человека, научить детей начинать общение с приветствия, создать эмоционально положительный фон.

Оборудование: аудиозапись (релаксационная музыка), бумага, цветные карандаши, набор пиктограмм с эмоциями.

  1. 1.    Приветствие.

Инструкция:

«Здравствуйте,  ребята! Вы пришли в волшебную комнату. Все, что здесь находится, все ваше! Но, чтобы играть в этой комнате, надо выполнять наши правила. Кто хочет их назвать?»

«Теперь надо поздороваться друг с другом. Скажите, как можно поприветствовать друг друга? (Ответы детей). А мы сегодня вот как поздороваемся. Я обниму того, кто со мной рядом, и скажу, как я рада его видеть (поворачивается к ребенку слева, обнимает его). Кирилл, я очень рада тебя видеть. Теперь по очереди повернитесь к своему соседу, обнимите его и скажите, как вы рады его видеть. Вот мы и поздоровались».

  1. 2.    Этюд «В лесу».

Цель: развитие эмоциональной сферы. Научить передавать эмоции страха, внимания, удивления, радости.

Инструкция: «Представьте, что мы в лесу. Посмотрите, как тут красиво. Мы очутились на солнечной полянке. Расскажите, что вы видите вокруг. (Ответы детей). А теперь возьмитесь за руки и мы немного прогуляемся по лесу. Идем по тропинке. Аккуратно, здесь растут цветы. Надо через них переступить. Вдруг мы услышали какой-то шорох. Прислушайтесь, что это. Брови слегка сведены, глаза прищурены, рот приоткрыт. Голову наклоните влево, глаза отведите вправо, тело слегка наклоните вперед, левую ногу выставьте вперед, правую руку поднесите ладонью к уху. Все прислушались? У Иры глаза прищурены, Никита поставил руку к уху. И тут из кустов кто-то быстро выбежал и испугал нас. Покажите, как мы испугались. Брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт, плечи приподняты, руки прижаты к груди. Ах, как мы испугались. У Миши приподняты плечи, у Насти глаза широко открыты. А это оказался всего лишь ежик. Но он был такой большой, что мы очень удивились. Покажите, как мы удивились. Брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот открыт буквой «О», плечи подняты, руки слегка разведены. У Жени руки разведены, у Марины брови высоко подняты. Ежик внимательно посмотрел на нас и побежал дальше. Помашите ежику на прощание. Посмотрите, к нам на полянку прилетели птицы и запели песню. Песня такая красивая, что на душе у нас стало радостно. Покажите, как нам радостно. Глаза широко открыты, брови приподняты, уголки рта приподняты. Всем радостно. У Юры уголки губ приподняты, у Лены глаза широко открыты».

  1. 3.    Упражнение «Когда такое бывает».

Цель: научить различать и понимать эмоции, развивать умение внимательно слушать других.

Инструкция: «Ребята, посмотрите, птички принесли нам интересную игру. На этих карточках нарисованы лица с разными настроениями. Сейчас вы по очереди возьмете по одной карточке. Посмотрите внимательно на них и подумайте, как называется такое настроение и когда оно бывает. А потом по очереди расскажите птичкам. Например, у меня лицо со злым настроением. Такое настроение бывает, когда кто-нибудь обзывается. Только внимательно слушайте друг друга и не перебивайте.

После того, как дети расскажут обо всех эмоциях, ведущий спрашивает: «Сережа, ты помнишь выражение лица  какого настроения было у Сони?»

  1. 4.    Игра «Дракон кусает свой хвост».

Инструкция: «Ребята, нам с вами на полянку светит солнышко и предлагает поиграть в очень интересную игру. Сейчас мы превратимся в большого дракона. Становитесь позади меня и берите друг друга за пояс. Я буду головой дракона, а вы моим хвостом. Дракон гуляет по полянке, перепрыгивает через ямки, проползает под ветками. Но дракону надоело просто гулять и ему хочется пошалить. Я буду пытаться поймать свой хвост. Если мне удастся его поймать, то он становится головой. Итак, начнем». Игра продолжается пока все дети не побывают на месте головы дракона.

  1. 5.    Релаксация «Тихое озеро».

Цель: снять физическое и психическое напряжение. Научить детей расслабляться.

Инструкция: «Смотрите, ребята! Мы гуляли по лесу и вышли к красивому тихому озеру. Присядем возле него и отдохнем. Сядьте удобно. Так, чтобы спина откинулась на спинку стула, ноги стояли ровно, плечи были опущены и расслаблены. Когда начнется музыка, вы закроете глаза, и будете слушать мой голос. Постарайтесь представить то, о чем я буду говорить. Вы откроете глаза тогда, когда я досчитаю до трех».

Включается релаксационная музыка.

«Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле прекрасного тихого озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Дышится легко. Вдох… выдох… вдох… выдох… Солнце ярко светит, и вы чувствуете себя лучше и лучше.

Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит… Воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. И только легкий свежий ветерок дует с озера. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое озеро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы видите облака, плывущие по небу. Облака складываются в фигуры. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… (длительная пауза).

Когда я досчитаю до трех, вы откроете глаза и окажетесь снова в нашей комнате. Раз – два – три.

(Выключется музыка)

Мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня. Сожмите крепко кулачки, потянитесь, потрясите ручками.

Расскажите, что вы видели, когда играла музыка, и вы слушали мой голос».

Рефлексия занятия № 2

Цель: самоанализ ощущений и достижений.

Инструкция: «Ребята, сегодня мы научились по-новому здороваться. Мы побывали в лесу. Там мы видели большого ежика и слушали, как красиво поют птицы. Рассказали друг другу, какие бывают настроения. Поиграли в дракона и отдохнули у тихого озера. Я предлагаю вам взять листы бумаги, карандаши и нарисовать то, что вам больше всего понравилось сегодня. Когда закончите, по очереди расскажите друг другу о своем рисунке. Слушайте друг друга внимательно, не перебивая».

Когда дети расскажут о своих рисунках, спрашиваем: «Костя, скажи, что больше всего понравилось Ире?»

  1. 6.    Прощание.

Цель: научить детей заканчивать общение прощанием.

«Вот и подошла к концу наша встреча. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня. До свидания».

 

Коррекционное занятие «Путешествие на цветущую поляну»

 

Цель: развитие коммуникативных навыков (помощь сверстнику, доброжелательное отношение, умение проявлять инициативу в контактах, научить детей внимательно слушать друг друга), создание эмоционально положительного фона.

Оборудование: аудиозапись (релаксационная музыка), цветок из картона.

Вид: коммуникативный.

Ход занятия:

  1. 1.    Приветствие.

Цель: настроить детей на взаимодействие, научить новому способу приветствия.

Инструкция: «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел волшебный цветок. Давайте покажем ему, как мы умеем здороваться друг с другом. Мы будем по очереди желать друг другу доброго дня. Сначала я поздороваюсь с Машей: «Здравствуй, Маша. Я желаю тебе доброго дня» – и передам ей цветок. Потом Маша повернется к Косте, передаст ему цветок и пожелает доброго дня так, как я пожелала ей. И так по кругу, пока цветок не вернется ко мне.

Вот мы и поздоровались. Цветку очень понравилось, и он заблагоухал еще больше».

  1. 2.    Упражнение «Ласковое имя».

Цель: формировать умение слушать друг друга.

Инструкция: «Представьте, что мы на поляне. Посмотрите, как тут красиво, как много здесь цветов. И у каждого цветка есть свое ласковое имя. Например, наш цветок мы называем Ромашечкой, розу мы называем Розочкой, фиалку – Фиалочкой. Скажите, а какое ласковое имя есть у вас? Сейчас я буду передавать нашу Ромашечку, и вы будете называть ей свое ласковое имя. Но помните наше правило: когда один говорит, все остальные слушают. Я начну: «Мое ласковое имя – Мариночка» (передает цветок, дети называют свои имена)».

После окончания спрашиваем каждого ребенка:

– «Игорь, скажи, какое ласковое имя у Леры?»

– «Я надеюсь, что теперь вы будете называть друг друга ласково».

3. Упражнение «Загадай желание».

Цель: формировать чувство общности.

Инструкция: «Ребята, мы находимся на поляне, где растут волшебные цветы, которые могут исполнять любые желания. Я буду передавать нашу ромашку, и каждый из нас загадает 2 желания: одно для всех, кто на этой поляне, а второе для себя. Внимательно слушайте друг друга и не перебивайте. Я начну:

– Для тех, кто на поляне, я желаю крепкой дружбы, для себя – весело и интересно играть (цветок передается дальше).

После того, как дети загадают свои желания, спрашиваем: «Саша, ты помнишь, какое желание для себя загадала Катя?»

Вы такие молодцы! У вас замечательные желания. Теперь наша поляна будет самой красивой, а группа – самой дружной».

 

4. Игра «Гусеница».

Цель: помочь каждому ребенку почувствовать себя частью группы, развить чувство дружелюбия.

Инструкция: «На нашей поляне живут разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. Представьте, что мы с вами стали одной большой гусеницей. Встанем друг за другом, возьмитесь за пояс друг друга. Движения у всех должны быть одинаковые, чтобы гусеница получилась дружная. Внимательно следите друг за другом.

– Гусенице надоело сидеть дома и она пошла гулять (на пути присутствуют препятствия).

– Ребята, какие вы дружные! У нас получилась замечательная гусеница. Вы правильно выполняли движения и ни разу не ошиблись. Молодцы!»

5. Релаксация «Отдых на поляне».

Цель: снять физическое и психическое напряжение, научить детей расслабляться.

Инструкция: «Ребята, мы сегодня так много всего сделали, и теперь нам надо немного отдохнуть. Сядьте так, как вам удобно, спину держите прямо, расслабьтесь. Когда начнется музыка, вы закроете глаза и будете слушать мой голос. Когда я досчитаю до трех, вы откроете глаза (включает музыку).

– Вы находитесь на солнечной, цветущей поляне… вас греет солнышко, и вы ощущаете его тепло всем телом… вам дышится легко, ровно, глубоко… Вы полностью расслаблены… Легкий ветерок обдувает вас, и вы чувствуете приятную прохладу… Приятный, сладкий запах цветов успокаивает вас… вы смотрите на голубое небо, по нему плывут пушистые облака.… Расслабьтесь и посмотрите на них… посмотрите, какой они формы… (длительная пауза). Мы хорошо отдохнули, нам пора возвращаться. Когда я досчитаю до трех, вы откроете глаза. Раз, два, три.

Сожмите крепко кулачки, поднимите руки вверх и потянитесь

– Ребята, скажите, вы видели облака? (Ответы детей). Скажите, а какой они были формы?»

Рефлексия занятия № 3

Цель: самоанализ ощущений и достижений.

Инструкция: «Мы сегодня с вами были на цветочной поляне, рассказывали про свои ласковые имена, загадывали желания, были большой гусеницей, рассматривали облака. Расскажите нашему цветочку, что вам больше всего понравилось и запомнилось. Я начну:

– Мне понравилось здороваться и желать друг другу доброго дня. (Передает цветок дальше)».

После того, как все дети расскажут цветку, что им понравилось, спрашиваем: «Оля, что больше всего понравилось сегодня Сергею?».

6. Прощание.

Цель: научить детей заканчивать общение прощанием.

Инструкция:

«Вот и подошла к концу наша встреча. Цветку пора возвращаться на поляну. Давайте попрощаемся с ним. Дружно, хором скажем ему: «До свидания». (Дети говорят хором). А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня. Спасибо вам за ваше участие. Я думаю, что мы еще обязательно встретимся. До свидания, до новых встреч».

 

Коррекционное занятие «Друзья»

 

Вид: коммуникативно – личностный.

Цель: развитие коммуникативных навыков, формирование чувства причастности к группе и единства со всеми членами группы. Снятие эмоционального напряжения. Развитие выразительных движений. Повышение уверенности детей.

Оборудование: аудиозапись релаксационной музыки, клубок ниток, «Копилка воспоминаний», разноцветные фишки.

Ход занятия:

  1. 1.    Приветствие.

Цель: настроить детей на взаимодействие, научить новому способу приветствия.

Инструкция: «Здравствуйте, ребята! Я хочу с вами поиграть, но прежде нам надо поздороваться. Возьмем друг друга за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!». Потом поприветствуем друг друга глазками, вот так: моргнем каждому. Теперь вспомним правила нашей волшебной комнаты: не драться, не кусаться, не толкаться. Когда один говорит, остальные – слушают. Ничего не бояться. Играть – не отказываться. Вы согласны с правилами? Тогда начнем игру.

Сначала я расскажу вам одну историю, слушайте внимательно. У Коли был друг Ваня. Однажды пришлось им расстаться. Ване пришлось уехать. Прошел месяц, и Ваня вернулся. Он очень соскучился по своему другу.

  1. 2.    Игра «Ваня собирает чемодан».

Цель: активизировать внимание, создать доброжелательную атмосферу.

Инструкция:

– Ребята, поможем собрать Ване чемодан, чтобы он отправился в путешествие? Сейчас я назову одну вещь, которую Ваня положит в чемодан, а мой сосед справа должен будет назвать мою вещь и свою. И так по кругу. Каждый называет вещи предыдущих людей и свою. Задание сложное, но мы с ним обязательно справимся. Если кому-то будет трудно, мы обязательно поможем.

Ребята, мы с вами молодцы! Мы помогли собрать Ване чемодан, и теперь он сможет поехать к своему другу.

  1. 3.    Этюд «Встреча с другом».

Цель: развить способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое настроение. Развить выразительность движений.

Инструкция: «Коля тоже скучал по Ване. Как же они обрадовались друг другу! Ребята, покажите, как Коля и Ваня грустили друг без друга (брови приподняты, глаза опущены, уголки рта опущены). А теперь покажите, как они обрадовались, увидев друг друга (плечи расправлены, глаза широко открыты, уголки губ приподняты вверх). Обнимите друг друга, как обнялись ребята. Вот как они обрадовались друг другу».

  1. 4.    Упражнение «Я люблю…».

Цель: сплотить детей.

Инструкция: «Ваня и Коля больше всего любят гулять во дворе и играть в футбол. Расскажите нам, что больше всего любите вы. У меня в руках клубочек. Сейчас мы будем передавать его по кругу и каждый, у кого окажется в руках этот клубочек, будет называть свое имя и рассказывать нам о том, что он больше всего любит. Я начну, а продолжит тот, кто сидит слева от меня.

Я – Алла Валериевна. Я люблю играть с друзьями (передает клубок).

Молодцы. Вы внимательно слушали друг друга? Катя, скажи, что любит Саша? Вова, вспомни, что любит делать Алена?»

  1. 5.    Игра «Веселый паровоз».

Цель: развить внимание,  создать положительную атмосферу.

Инструкция:

– Еще Ваня и Коля любят играть в игру «Веселый паровоз». Сейчас я вас научу, как в нее играть. Нам надо сделать паровоз. Становитесь друг за другом, как вагончики у паровоза, и держите того, кто впереди за пояс. Пока будет звучать веселая музыка, вы можете бегать, прыгать, танцевать, но когда музыка закончится, все должны вернуться в свои вагончики. Будьте внимательны, вы должны вернуться в тот вагон, который заняли. Поэтому хорошо запомните, кто за кем стоит.

Молодцы! Вы все были внимательны и возвращались в свои вагончики.

  1. 6.    Упражнение «Я очень хороший».

Цель: создать положительный эмоциональный настрой, повысить уверенность в себе.

Инструкция: «Мальчики и девочки, мне так нравится с вами играть! Пусть каждый из вас скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но пред тем, как сказать, надо потренироваться. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь также скажем слово «очень» и «хороший (ая)». И, наконец, дружно скажем «Я очень хороший (ая)!». Молодцы! Теперь каждый, начиная с меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом, или прокричит – «Я очень хороший (ая)». Я начну. «Я – Алла. Я очень хорошая!» Замечательно.! Теперь встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы очень хорошие!» – сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».

Рефлексия занятия № 4

Инструкция: «Ребята, сегодня мы по новому здоровались, помогали Ване собрать чемодан, чтобы он встретился с другом, показали друг другу, как друзья грустят друг без друга и как радуются встрече, рассказали, что мы любим.

Сегодня я снова принесла «Копилку воспоминаний». Берите по одной фишке и загадывайте, что вам больше всего понравилось сегодня. Загадали?

После того, как все дети положат свои фишки в «копилку», спрашиваем: «Оля, вспомни, что больше всего понравилось сегодня Сергею?»

  1. 7.    Прощание.

Цель: научить детей заканчивать общение прощанием.

Инструкция: «Вот и подошла к концу наша встреча. Но это еще не все. Коля и Ваня прислали нам подарки. Посмотрите, это веселые наклейки. Сейчас вы по очереди подойдете ко мне и выберете себе наклейку.

Большое вам спасибо за интересную игру. В следующий раз нам будет также весело и интересно».

 

Коррекционное занятие «Наша радость»

Вид: эмоционально – коммуникативный.

Цель: ознакомить детей с чувством радости, развить умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развить способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Оборудование: пиктограмма «Радость», фотографии веселых людей, бумага, карандаши.

Ход занятия:

Приветствие

Цель: создать положительный эмоциональный фон, научить детей начинать общение с приветствия.

Инструкция: «Доброе утро! Поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа…».

Основная часть

Цель: научить детей распознавать эмоции по выражению лица.

Инструкция:

– Посмотрите на лицо этого человечка (пиктограмма «Радость»). Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть он сердитый? Или веселый, радостный?.. Да, этот человечек радостный. Попробуйте показать радость. Что для этого нужно сделать? Поднимите высоко брови, откройте широко глаза, уголки губ приподнимите вверх, расправьте плечи. Молодцы!

1. Этюд «Подарок».

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить свое настроение, развитие выразительных движений.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам одну историю. У девочки Кати был день рождения. Утром ей было грустно. Но скоро Катя получила большую красивую куклу в подарок. Катя очень сильно обрадовалась!

Выразительные движения: плечи опущены, выражение печали на лице грусть, объятия, улыбка, расправленные плечи – радость.

Попробуем разыграть эту сценку.

У вас отлично получилось!».

2.Упражнение «Я радуюсь…».

Цель: закрепить понимание чувства радости.

Инструкция: «Расскажите людям на фотографиях, что такое радость для вас. Я буду передавать по кругу радостного человечка, начиная с себя. Тот, у кого он будет в руках, закончит предложение: «Я радуюсь, когда…» (Записать ответы детей)».

  1. 3.    Минутка шалости «Клубочек».

Цель: развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единства, смена динамики.

Инструкция: «Наша Кира будет исполнять роль «катушки», а вы все возьмитесь за руки. Тот, кто стоит первым, пусть даст руку Кире. У нас получилась ниточка, закрепленная на катушке. Я возьму за руку последнего из вас и буду водить всех по кругу до тех пор, пока вся ниточка не «намотается» на катушку.

Теперь почувствуйте, какой у нас получился крепкий, дружный клубок. Поживите немножко в нем, подышите вместе. А сейчас руки не отпускаем, я снова беру последнего из вас за руку, и мы начинаем разматываться».

  1. 4.    Релаксация «Доброе животное».

Цель: снять физическое и психическое напряжение, развить чувство единства.

Инструкция: «А теперь встаньте в круг и давайте поиграем в игру «Доброе животное». (Включает релаксационную музыку). Возьмитесь за руки, закройте глаза и представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте прислушаемся к его доброму дыханию. Вдох – шаг вперед… выдох – шаг назад.… Все вместе делаем вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Теперь послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед… тук – делаем шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Молодцы! У нас получилось большое, но доброе животное».

Заключительная часть

  1. 5.    Рефлексия «Художники».

Цель: рефлексия чувств.

Инструкция: «А сейчас представьте, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый из вас нарисует радость так, как ему хочется».

Затем предложить детям сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали.

  1. 6.    Прощание.

Цель: приучить детей заканчивать общение прощанием друг с другом.

Инструкция: «Наша встреча подошла к концу. Мне было приятно с вами играть. До следующей встречи!»

 

Игры – упражнения, применяемые в коррекционно-развивающей работе по восстановлению доверия у воспитанников интернатных учреждений подросткового возраста с психотравматическим опытом

 

Специалисты, работая с подростками, пережившими психологическую травму, могут помочь, если:

– признают их чувства и поведение;

– будут слушать, не осуждая;
– понятными словами заверят детей в их безопасности;
– убедят детей в том, что не обвиняют их;
– будут вести себя так, чтобы вызвать доверие;
– будут отвечать на вопросы с предельной честностью;
– помогут им осознать, что все образуется, и они не всегда будут чувствовать себя так, как сейчас;
– при любых переменах постараются создать атмосферу стабильности.

Цель: осознание значимости доверия, открытости в межличностных коммуникациях.

Упражнение «Ладони доверия»

Цель: дать возможность участникам выделить значимые объекты доверия в жизни.

Материалы: лист бумаги с изображением раскрытой ладони для каждого участника.

Инструкция: «Напишите на этой ладони пять человек значимых для вас, которым вы доверяете, делитесь своими тайнами, чувствами, мыслями».

Примеры вопросов для обсуждения с подростками:

– Кто оказывается самым важным для вас?

– Что делает их такими значимыми?

– Есть ли хоть один человек в вашем окружении, с которым вы разговариваете откровенно о своих делах, проблемах?

Упражнение «Скульптура недоверия – доверия»

Цель: направить подростков на поиск значимых для них признаков недоверия – доверия, проявляющихся во внешности, поведении, взгляде, мимике и др. знаковых системах психологических качеств личности.

Инструкция: «В упражнении участвуют два человека, которые будут исполнять роль скульптора и глины. «Скульптор» должен слепить из «глины» скульптуру под названием «Недоверие».

Примеры вопросов для обсуждения с подростками:

– Какие невербальные признаки, выраженные в позе, жестах, взгляде, внешности, мимике человека, изображающего скульптуру, указывают на недоверие?

– Что можно сделать, чтоб она стала скульптурой «Доверия»?

– Участники группы обсуждают, какие изменения можно внести в скульптуру, которая выражала бы доверие.

Упражнение «Дружба»

Цель: раскрыть роль надежности, готовности помочь, верности, заботы в сохранении дружеских отношений.

Инструкция: «Устройся как можно удобней, закрой глаза и сделай три глубоких вдоха. С каждым вдохом ты все больше расслабляешься и настраиваешься на необычное путешествие… (задание выполняется 1 минуту). Представь, что ты находишься сейчас вместе со своими друзьями или верным другом…Они в твоей жизни занимают особое место. Это люди, с которыми тебе нравится общаться, которым ты можешь доверять. Именно с ними ты свободно говоришь о своих мыслях и чувствах (задание выполняется 1 минуту). Посмотри на каждого из них и постарайся понять – что тебя притягивает в каждом? Может быть, кто-то особенно важен для тебя…

Если ты нашел такого важного для себя человека, поговори с ним, скажи, как тебе нравится быть рядом с ним и как для тебя важна ваша дружба (задание выполняется 1-2 минуты). Теперь послушай, что говорят тебе твои друзья…» (задание выполняется 1-2 минуты).

«Пришло время попрощаться с ними. Настройся на возвращение. Потянись, сделай три глубоких вдоха и открой глаза. Посмотри вокруг…»

После завершения упражнения подросток может нарисовать своего друга или группу друзей. Можно написать короткий рассказ о своей встрече с другом, о переживаниях во время встречи.

Примеры вопросов для обсуждения с подростками:

– Понравилось ли вам это путешествие?

– Кого вы увидели в своей фантазии?

– Кто привлек ваше внимание?

– Кто был самым важным для вас?

– Что делает друга таким значимым для вас?

– Что делает тебя ценным для твоих друзей?

– Зачем человеку нужны друзья?

Упражнение «Доверие и поддержка»

Цель: научить ребенка принимать и оказывать поддержку.

Инструкция: «В этом задании очень важно, чтобы все могли положиться друг на друга ? подобно акробатам в цирке, когда они прыгают с трапеции на руки своим партнерам. Встаньте в круг очень близко друг к другу. Кто из вас хотел бы оказаться в центре круга и ощутить поддержку группы? (Выбирается участник, он должен поставить ноги вместе, держаться прямо). Все остальные занимают самое устойчивое положение и держат руки перед собой. Когда наш доброволец падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Те, кто ловят, должны очень внимательно следить за тем, чтобы вовремя подхватить его. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и вернуть в исходное положение. При этом важно, чтобы участник в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный».

Дайте возможность подростку в центре попробовать свободно падать в разные стороны минуту. Затем другие дети становятся в центр круга.

Примеры вопросов для обсуждения с подростками:

– Как вы себя чувствовали в центре круга?

– Могли ли вы доверять кругу?

– Что для вас было самым трудным в этом задании?

– Что вы чувствовали, когда были частью круга?

– Было ли вам трудно удерживать других?

– Хорошо ли вы справлялись со своей задачей вместе?

Упражнение «Тест на доверие»

Цель: диагностировать уровень доверия в группе.

Предлагаемое упражнение легко и быстро дает «моментальный снимок» достигнутого уровня доверия в группе подростков.

Доверие в группе – непостоянная величина, а некий процесс. Никто не может принудить себя испытать доверие. Доверие завоевывается медленно и оно связано с конкретным опытом. С другой стороны, доверие очень легко нарушается, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремится избежать травмирующей ситуации ? когда доверяешь человеку, а он обманывает твое доверие и использует для своего блага. При этом люди часто прибегают к простому средству: не подпускать психологически слишком близко других людей.
            Материалы: положите в середину круга какой-либо предмет, например, вазу или книгу.

Инструкция: «Сейчас вам будет предложено задание, которое делает невидимое зримым. Встаньте на определенном расстоянии от находящегося в середине круга предмета. Кто встает вплотную к нему, тот тем самым показывает высокую, по его мнению, степень доверия в группе. Чем слабее у человека ощущения безопасности и доверия группе, тем больше будет выбранное расстояние от предмета. Поэкспериментируйте с различными расстояниями и найдите место, где вам комфортно. Теперь прокомментируйте свой выбор».

Примеры вопросов для обсуждения с подростками:

– Что такое доверие?

– Нужно ли доверие современному человеку?

– Доверяете ли вы людям или нет?

– Кому вы доверяете и не доверяете и почему?

– Что необходимо для восстановления доверия?

Кроме того, на занятиях по теме «Доверие» могут быть использованы обсуждение песен: «Если друг оказался вдруг…», «Не вини коня, вини дорогу…», обсуждение поговорок, в которых отражается позитив доверия: «С людьми мирись, а с грехами борись», «Хоть и не вдруг, да буду друг», и позитив недоверия: «Доверяй, но проверяй», «Единожды солгавший, кто тебе поверит».

Заключение

 

В настоящее время назрела острая необходимость в разработке комплекса мер по профилактике случаев возвратов детей из приемных семей и коррекционных программ по реабилитации детей, переживших «вторичное сиротство».

Реабилитационная помощь таким детям должна быть комплексной, направленной не только на самого ребенка, но и на все его микросоциальное окружение.

Задача психологов интернатных учреждений – вывести ребенка из посттравматических стрессовых состояний, возвратить ребенку веру в себя, в свои силы, помочь ощутить полноценность собственной личности, которая должна и может максимально реализовать свой физический и духовный потенциал, сформировать у детей навыки психической саморегуляции, мотивацию на дальнейшую жизненную перспективу. В процессе коррекционной работы необходимо заменить нежелательные модели поведения и паттерны мышления на более продуктивные, сформировать социально приемлемые жизненные установки.