Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Дочь первоклассница не хочет идти в школу. Что делать?

Дата публикации: 19-02-2025

На детский телефон доверия обратилась Юлия, которая поделилась своими переживаниями по поводу трудностей с обучением своей дочери: «Моей дочке 7 лет, ходит в первый класс. Ежедневно утро у нас начинается со скандала, она не хочет вставать и идти в школу».

Ответ психолога-консультанта:

– Прежде всего, необходимо разобраться в причинах такого поведения ребенка. Когда ваш ребенок переходит из детского сада в школу, обязательно происходит период адаптации и привыкания к новым условиям, требованиям:

  • находиться за партой в течение длительного времени;
  • быть сосредоточенным;
  • соблюдать режим: подъем, уход в школу, выполнение уроков;
  • создавать новые социальные связи: учителя, одноклассники;
  • посещать дополнительные кружки и секции.

Продолжительность адаптации к новым условиям у каждого ребенка индивидуальна: две недели, месяц, год. В этот период может возникать и нежелание идти в школу, это естественно. Задача родителей – помочь ребенку «мягко» прожить адаптационный период и справиться с жизненными трудностями.

Нежелание ребенка идти в школу может быть обусловлено также следующими причинами.

  1. Особенностью характера ребенка. Некоторые дети очень эмоционально переживают любые изменения, в том числе и положительные. Можно понаблюдать, как ваш ребенок в целом реагирует на стрессовые ситуации. Если окажется, что дочери сложно с ними справляться, стоит научить ее техникам самоуспокоения, совладения с подобными ситуациями.
  2. Сепарационной тревогой. Бывает, что некоторые дети особенно остро реагируют на расставание с родителями. Это состояние называется сепарационной тревогой. Чтобы понять, есть ли она у ребенка, обратите внимание, как он переживает ситуацию, когда родители уходят по делам из дома, насколько спокойно он может проводить время с другими родными и близкими.
  3. Реакцией на необходимость выполнять требования, следовать правилам. Возможно, вашей дочери тяжело справляться с большим количеством новых обязательств, которые появились в школе. Стоит обратить внимание, как девочка реагирует на просьбы о помощи и какие-то поручения дома, например, навести порядок в своей комнате, помочь маме на кухне и т.д. Чтобы приучить ребенка к новым обязанностям, можно для начала превратить их в игру, в которой будут предусмотрены награды и похвала.

К сожалению, дети не всегда могут объяснить словами, что они чувствуют и по какой причине. В случае любых проявлений психосоматических реакций:

  • болей различной локализации без физиологических причин (тошнота, сыпь, энурез и др.);
  • при эпизодах небезопасного поведения (попытки сбежать из школы, остаться дома, во что бы то ни стало, даже во вред здоровью) необходимо обратиться за консультацией к детскому психологу, детскому психиатру или неврологу.

Как помочь? Для младших школьников важен режим дня. Ребенок должен высыпаться, не чувствовать усталость, не переутомляться. Лучше не совмещать начало обучения в школе с поручением ребенку дополнительных домашних обязанностей.

Находите больше времени для общения с вашим ребенком, проявляйте свою заботу и внимание!

Если вам нужна помощь, поддержка, звоните на детский телефон доверия:

  • 124 – с мобильных телефонов,
  • 8-800-2000-122 – с мобильных и стационарных телефонов.

Анонимно, круглосуточно, бесплатно!

Локк Э.О., ведущий специалист, психолог отдела консультативно-психологической помощи по телефону

Начальник отдела консультативно-психологической помощи по телефону Н.С. Белая