Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Феномен квадроберов с позиций возрастной психологии

Дата публикации: 26-02-2025

Весной 2024 года в России среди детей 7-11 лет и 11-14 лет стремительно распространилось новое увлечение – квадробинг (или квадроберство).

Его суть – в имитации внешнего вида, действий и повадок животных. Для этого квадроберы используют специальные аксессуары: маски, перчатки, хвосты, ушки и т.д.

Квадробинг быстро привлек к себе внимание общественности. Обеспокоенность высказывали родители, специалисты, работающие с детьми и подростками, а также общественные деятели, представители власти и СМИ. Мнения о квадробинге разделились. Кто-то отнесся к нему спокойно («дети всегда играли в собачек и кошечек, перерастут»). Другие увидели в новом увлечении угрозу и влияние навязанной извне враждебной идеологии, нацеленной на неокрепшие умы детей и подростков. Появились предложения запретить квадробинг на законодательном уровне и установить штрафы для родителей квадроберов. Одновременно с этим стали известны эпизоды, когда родители поддерживали увлечение своих детей, даже выгуливали их на поводке в общественных местах или обращались с ними в ветеринарные клиники.

В 2024 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел среди россиян опрос, посвященный квадробингу. Оказалось, что о нем знают более половины опрошенных (особенно родители детей до 18 лет). Основной причиной популярности квадробинга они считают негативное влияние интернета, СМИ, западной культуры и т.д. Реже называют плохое воспитание, потребность детей выплескивать накопившуюся энергию в игре, а также нехватку других, позитивных вариантов проведения досуга. Большинство россиян относится к квадробингу негативно и считает, что родителям квадроберов следует задуматься о здоровье и благополучии их детей.

Нет единого мнения о квадробинге и у специалистов. Квадробика изначально возникла в Японии как вид спорта, ее создатель – атлет Кэнъити Ито. Поэтому квадробинг по праву может считаться необычной формой физической активности, спортивной игрой. С другой стороны, квадроберы объединяются в субкультуру – их роднит между собой особенный внешний вид, интересы, манера поведения, сходство установок и ценностей, а также противоречие массовой культуре.

Современное поколение детей развивается в совершенно ином мире, нежели их предшественники. На них оказывает влияние интернет, социальные сети, масс-медиа. Дети и подростки, добившиеся популярности и имеющие много подписчиков, становятся для сверстников образцами того, что правильно и модно. Поэтому такие увлечения, как квадробинг, легко становятся популярными и обретают множество последователей. Когда производители в ответ на этот интерес запустили продажу товаров и аксессуаров для квадробинга (на маркетплейсах можно приобрести не только элементы костюма, но даже специальные корма), у этого необычного увлечения прибавилось поклонников. Несовершеннолетние покупатели особенно чувствительны к рекламе того, что обещает им возможность выразить себя и самоутвердиться.

На фоне этого прозвучали высказывания, что перевоплощение детей и тем более подростков в животных – это проявление психических отклонений или верная дорога к ним. Возникли вопросы, что же отделяет невинное детское увлечение от заболевания. По мнению специалистов, поводы для тревоги отсутствуют, если несовершеннолетний хорошо разграничивает реальность и фантазию, может быстро переключаться между ними. Иными словами, он ясно осознает, что не является животным, и чувствует, когда можно вести себя как кошка или собака, а когда это недопустимо. В таких случаях квадробинг – это не угроза, а модное увлечение, веселая подвижная игра в кругу сверстников.

А вот если поведение несовершеннолетнего становится нездоровым и неуместным, перестает соответствовать ситуации, ребенок как будто «застревает» в нем и не может переключиться – это очень тревожный сигнал, говорящий о том, что увлечение приняло патологическую форму и требуется помощь взрослых – родителей и специалистов. Насторожить должны следующие изменения в поведении несовершеннолетнего:

  1. Ребенок проводит больше времени в образе животного, а не человека. Другие интересы у него исчезают.
  2. Ребенок застревает в образе животного, ему сложно переключиться на поведение человека, а сам этот момент связан с негативными эмоциями.
  3. Ребенок в образе животного пренебрегает своими потребностями, например, отказывается есть за столом из тарелки с помощью столовых приборов, даже когда голоден, требует миску и корм.
  4. Ребенок становится замкнутым, отдаляется от друзей и близких.
  5. В поведении ребенка наблюдается агрессия.

В некоторых случаях дети и подростки, испытывающие то или иное психологическое неблагополучие, могут увлекаться квадробингом. У них могут быть проблемы и конфликты в семье (иногда, но далеко не всегда – даже насилие), они могут ощущать одиночество, нехватку внимания и признания со стороны ровесников, неуверенность в себе и т.д. Перевоплощение в животное становится для них способом уйти от проблем, болезненных переживаний и требований внешнего мира, а также войти в круг тех, кто разделяет их увлечение.

Возрастная психология может расширить представление о роли квадробинга в жизни детей и подростков. Как уже отмечалось, в России большинство квадроберов – это дети 7-11лет и подростки 11-14 лет. Этим периодам соответствует младший школьный и младший подростковый возраст. Увлечение квадробингом отвечает психологическим особенностям и потребностям, возникающим в это время.

В возрасте 11-14 лет ребенок стремится найти «своих» – группу сверстников, где он будет принят, где получит поддержку и признание. Одновременно с этим он противопоставляет себя миру взрослых. Эта тенденция хорошо видна на примере квадробинга – это увлечение не для взрослых, и многие взрослые его не понимают и даже не одобряют. Такое положение дел создает ощущение причастности к чему-то особенному. Кроме того, в группе квадроберов можно проявить себя и добиться успеха, особенно если это не удается сделать в других сферах жизни (в школе, в коллективе и т.д.). Само по себе наличие такой области компенсации неплохо, но она не должна быть единственной.

Возможность примерить на себя разные роли – вот еще одна причина популярности квадробинга. Подростки активно ищут себя и свое место в мире. При этом им не подходят готовые сценарии взросления, они ищут свой путь и исследуют границы дозволенного, подвергая сомнению существующие правила. Квадробинг, который позволяет на время выйти за пределы «человеческой» манеры поведения, дает им такую возможность.

У детей младшего школьного возраста причины интереса к квадробингу иные. Для них важна возможность играть, сбросить напряжение, выплеснуть эмоции, причем невербально, с помощью какой-либо активности. На этом этапе развития учеба должна постепенно оттеснить игру на второй план, но такой переход непросто дается многим мальчикам и девочкам. Для них квадробинг становится способом временно избавиться от требований, которые предъявляет к ним новая реальность – положение ученика.

Часто родители детей, заинтересовавшихся квадробингом, не знают, как им реагировать на новое увлечение своих сыновей и дочерей. Они могут испытывать серьезное беспокойство и опасаться, что это может навредить их здоровью и благополучию.

Какие рекомендации могут быть даны родителям детей-квадроберов?

  1. Избегайте осуждения, высмеивания, строгих запретов. Это приведет к утрате контакта с ребенком, снизит его доверие к вам, а строгие запреты могут спровоцировать повышенный интерес к «запретному плоду».
  2. Не будет полезной излишняя фиксация на теме необычного увлечения ребенка или подростка. В большинстве случаев это преходящее явление, которое в данный момент соответствует каким-либо возрастным потребностям ребенка, и интерес к нему постепенно угаснет.
  3. При этом важно проявлять заинтересованность, готовность к обсуждению, небезразличие к жизни ребенка и его увлечениям. Можно расспросить, что именно нравится ему в квадробинге, предложить поделиться чувствами и впечатлениями.
  4. Выстраивайте и поддерживайте границы. Некоторые родители поддаются соблазну позволить ребенку вовлечь себя в эту игру, тем самым способствуя размыванию границ между двумя аспектами личности (Я-человек, ребенок и условное «животное» Я). Это не полезно для ребенка. Вы также можете и должны устанавливать правила, касающиеся безопасности юного квадробера (например, не играть в травмоопасных местах и избегать взаимодействия с недоброжелательно настроенными людьми).
  5. Если вас беспокоит поведение ребенка-квадробера, оно кажется нездоровым, проверьте, нет ли в нем следующих тревожных признаков: застревание в образе животного, утрата иных интересов, пренебрежение потребностями, отдаление от близких, агрессивное или иное деструктивное поведение. В таком случае рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.

Литература

  1. Клейберг Ю.А. Квадроберы: ювенально-девиантологический дискурс // Вопросы девиантологии. 2024. № 4(28). С. 27–34.
  2. Лепешев Д.В., Доскенова Д.А., Галкин Е.Е., Мамедов С.М. Маска квадробера как проблема психологии личности // Наука и реальность. 2024. No 4 (20). С. 5–12.
  3. Квадроберы: кто это такие и нужно ли с ними бороться? [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2024. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kvadrobery-kto-ehto-takie-i-nuzhno-li-s-nimi-borotsja (дата обращения: 13.02.2025).
  4. Квадробинг: мнения экспертов [Электронный ресурс]// Психологическая газета Psy.su. 2024. URL: https://psy.su/feed/12642/.

Малюкова Д.А., ведущий специалист, психолог отдела консультативно-психологической помощи по телефону

Начальник отдела консультативно-психологической помощи по телефону Н.С. Белая