Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Лучшие образовательные организации 2025»
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Личные границы: как выстраивать и отслеживать

Дата публикации: 21-05-2025

Границы – это показатель суверенности психологического пространства личности. Они отделяют от мира и позволяют с ним взаимодействовать. Психологические границы формируются под влиянием внешних и внутренних условий в течение всей жизни и со временем могут меняться.

От того насколько сформированы психологические границы, зависит успешность взаимодействия человека с социальным окружением. Психологические границы являются компонентами организации личности, позволяют человеку ощутить личную силу, безопасность, возможность допустимого и позволительного, сосредоточенность.

Самая оптимальная психологическая граница – это собственное восприятие личных границ. Наличие психологических, личных границ тесно связано с самооценкой и уверенностью в себе. Устойчивые личные границы позволяют человеку защитить себя от манипуляций, истощения, насилия, избежать выгорания, сильного стресса, тревожности. Иными словами, личные границы – это собственные правила человека относительно того, как с ним можно поступать, а как – нельзя.

К основным формам личных границ относятся физические и эмоциональные. Первые позволяют человеку защитить себя от любого физического вторжения и воздействия. Вторые – дают умение постоять за себя и говорить «нет», общаться и взаимодействовать на равных. При этом личные границы актуальны во всех сферах жизни человека.

К показателям суверенности психологического пространства личности по мнению исследователей, относятся:

  • суверенность физического тела;
  • суверенность территории;
  • суверенность личных вещей;
  • суверенность привычек;
  • суверенность социальных связей;
  • суверенность вкусов (ценностей).

С помощью данных суверенитетов происходит фильтрация внешних воздействий.

К нарушению границ относятся: оскорбления, унижения, придирки, ненужная критика, нравоучения, обесценивание и т.д.

Как понять, что ваши границы кто-то нарушает?

Свои личные психологические границы человек может определить опытным путём по эмоциональной реакции. Это может быть определённое расстояние или дистанция, позволительная и необходимая в пространстве, в диалоге, в общении, уровень допустимости или невозможности телесного контакта, характер обращения в разговоре, стремление другого дать какой-либо совет, используемые выражения (обесцененная лексика и экспрессия языка). Если в момент общения вы ощущаете гнев, недовольство или раздражение, обиду, вину, становится неуютно, падает самооценка и внутри ощущается тревога, то, скорее всего, был нарушен какой-либо из ваших суверенитетов и личные границы. Для каждого они свои, но есть общепринятое понимание того, что входит в понятие о личных границах: недопустимость прочтения переписки в личных сетях и мессенджерах, игнорирование чьих-либо потребностей, оскорбления, общение на повышенных тонах, грубая критика, высмеивание внешнего вида, всякого рода насилие.

Чтобы выстраивать и отслеживать личные границы, важно определить, прежде всего, личные принципы, то есть личные правила; например, после 20:00 часов человек не отвечает ни на какие звонки по работе, на него нельзя повышать голос, использовать в обращении нецензурную речь.

Что же делать, если вопреки вашим декларированным принципам кто-то всё же нарушает личные границы?

Иногда, чужие границы нарушаются людьми, которые сами не умеют считывать чьи-либо эмоции и не понимают, что так нельзя, определенной реакции человека для них недостаточно.

Для того чтобы минимизировать конфликты и донести свою позицию до другого потребуется:

  1. проявить ярко свою эмоцию на недопустимое обращение (сержусь, печалюсь, негодование);
  2. использовать «Я-сообщение» или «Я-высказывание».

При этом, необходимо говорить про конкретные факты без интерпретаций и без оценок, про себя и своё эмоциональное состояние. Объяснить, почему возникла такая эмоциональная реакция. Дать чётко понять, как со мной можно, а как нельзя.

Рекомендуем использовать технику трёх шагов «Я вижу. Я чувствую. Я хочу».

  1. В первой части сообщения человек просто описывает просто происходящую ситуацию, не вкладывая эмоции: «Я вижу, что ты взяла моё письмо и прочитала его».
  2. Во второй части человек переходит к описанию своих чувств и эмоций, которые испытывает по данному факту: «Я чувствую, что мне от этого некомфортно и неприятно».
  3. В третьей части необходимо показать личные границы и установить правила: «Я хочу, чтобы ты не читала моих писем без моего разрешения. У тебя есть свои личные вещи, а у меня – свои. Я хочу, чтобы мы уважали друг друга».

Таким построением фраз невозможно обидеть другого человека, так как отсутствуют претензии, переход на личности. Обладатели чётких границ способны развить в себе больше эмпатии, сострадания к себе и другим, а также осознанность. От того, насколько выстроены личные границы человека, зависит его психологическое, физическое и эмоциональное здоровье.

Список использованной литературы:

  1. Иванова, Ю.В. Границы как показатель суверенности психологического пространства личности [Электронный ресурс] / Ю.В. Иванова//Наука и практика в образовании 27132838_2023_4_3_109 EDN: CABWUH.
  2. Бельтюкова, О.В., Калабина, К.Д. Теоретические основы изучения психологических границ личности [Электронный ресурс]/О.В. Бельтюкова, К.Д. Калабина//Современные образовательные практики в студенческих исследованиях – Изд-тво АНО ДПО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании».
  3. Миллер, Дж., Ламберт, В. Личные границы. Как их устанавливать и отстаивать / Дженни Миллер, Виктория Ламберт; пер. с англ. Е. Петровой ; [науч. ред. К. Пахорукова]. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018 — 262 с.
  4. Розенберг, М. Язык жизни. Ненасильственное общение. / М. Розенберг – ООО Книжное издательство «София», 2018.
  5. Черемных, В.Г., Нещадим, Д.В. Феномен психологических границ: теоретический аспект [Электронный ресурс] / В.Г. Черемных, Д.В. Нещадим // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2024. 6(120) / Режим доступа: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/17525

Попова Л.М. – ведущий специалист, психолог отдела консультативно-психологической помощи по телефону

Начальник отдела консультативно-психологической помощи по телефону Н.С. Белая