Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Личностный кризис: кто виноват и что делать

Дата публикации: 15-05-2024

В настоящее время люди часто упоминают такое понятие, как кризис. Что же это такое? Отчего он возникает? Можно ли с этим справиться и как? На протяжении всей жизни человек не раз приходит к убеждению, что что-то пора менять, так как оказывается, ему невыносимо жить по-старому, а к новому решению и новому опыту он ещё не пришёл. Эти периоды являются кризисными. Метафорой к пониманию происходящего в жизни человека, проживающего кризисный период, может стать выражение: «По-прежнему – не хочу, а по-новому – не знаю, как! Разлом».

В энциклопедическом словаре понятие кризис (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) характеризуется как резкий, крутой перелом или острое затруднение в чем-либо, тяжелое переходное состояние или тяжелое положение.

Одним из первых тему личностного кризиса и его возрастную динамику стал рассматривать Эрик Эриксон, создатель эго-теории личности. Учёный считал, что кризис является поворотным моментом в жизни человека. Кризис возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, характерных на этой стадии жизненного пути. Этот период сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Если конфликт разрешен, то личность обогащается новыми, положительными качествами, если не разрешен – возникают симптомы и проблемы, которые могут повлечь за собой развитие психических и поведенческих расстройств.

Кризис – это изменение условий и расставание со старым, это прохождение человеком испытания в трудной жизненной ситуации, внутренний дисбаланс в его психической жизни.

Помимо нормативных возрастных кризисов (например, трех и семи лет, кризис подросткового или среднего возраста), существуют следующие кризисы:

  • депривационные, связанные с какой-либо утратой (развод, смерть, травма, авария, катастрофа, потеря работы);
  • профессиональные (профессионального выбора, трудности самореализации);
  • интегративные (свадьба, повышение по службе);
  • экзистенциальные или личностные, затрагивающие смену целей, мотивов, ценностей.

Исследователями выделяются два рода кризисных ситуаций, в результате которых:

  • для личности сохраняется возможность реализации и продолжения намеченного жизненного пути;
  • для личности реализация намеченного жизненного сценария становится невозможной.

Иногда один кризисный период наслаивается на другой – в этом случае сочетаются несколько кризисов, что может отягощать ситуацию и состояние человека. В период кризиса происходит фрустрация фундаментальных личностных потребностей.

Личностный кризис влияет на мотивацию, творчество, проявление себя. Характерными особенностями кризиса являются:

  • острое состояние в проживании действительности, реальности и ирреальности;
  • ощущение потери былого опыта, стабильности, всего привычного, некой внутренней и внешней опоры;
  • утрата веры в собственные силы.

Какие реакции у человека вызывает кризис?

На эмоциональном уровне – это усталость, печаль как бы без причины, одновременные проявления апатичности, резкости и агрессивности, страх, стыд, вина.

На телесном уровне – это хроническое утомление, бессонница, нарушение пищевого поведения, мышечные спазмы, вегетативные и соматические проявления: давление, головокружение, слезливость.

На поведенческом уровне – это острое эмоциональное реагирование, ощущение некого вакуума, избегание, отшельничество, возможна замкнутость.

На духовном уровне – это потеря смысла жизни, смена ценностей.

Негативное прохождение кризиса сказывается на психологическом здоровье человека.

Выход их личностного кризиса зависит от того, как настроен человек, каковы его копинг-стратегии (от to cope – совладать, справляться), защитные механизмы и адаптационные ресурсы.

К основным копинг-стратегиям относятся: поиск социальной поддержки, планирование решения проблемы, конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, принятие ответственности, избегание, положительная переоценка. Защитные механизмы личности включают в себя: интеллектуализацию, реактивное образование, отрицание, вытеснение, регрессию, компенсацию, проекцию, замещение.

Так как личностный кризис связан с поиском иного смысла, новой цели, то для человека это становится своего рода дорогой «с выходом из тоннеля», когда, чтобы справиться с трудностями, необходимо снять зажимы, разорвать привычные шаблоны. Эффект и результат приносят стратегии, которые направлены на осознание и изменение ситуации, нацелены на разрешение трудностей и удовлетворение личностных значимых противоречий, на трансформацию психологического дискомфорта, внутриличностного восприятия. Наиболее успешными являются такие личностные качества, как мобильность, широта взглядов, открытость новому опыту, способность управлять своими эмоциями, способность урегулировать, принять и стабилизировать ситуацию.

В чём нуждается человек, проживающий кризис, и что с этим делать?

В этот период человек оказывается наиболее уязвимым, от чего нередко страдает самооценка, уверенность в себе. Важным является обретение нового смысла через осознание происходящего, формирование нового восприятия граней и глубины проблемной ситуации, принятие и присвоение другого опыта.

Человек нуждается в чуткости и в принятии на эмоциональном уровне. Ему необходима помощь:

  • в проявлении истинных потребностей;
  • в поиске и актуализации иных мотивов;
  • в изменении ценностей и смыслов.

Если вдруг Вы обнаружили у себя признаки личностного кризиса и нет возможности обратиться к специалисту за психологической помощью, рекомендации консультантов детского телефона доверия помогут.

  1. Никого не винить. В этом никто не виноват!
  2. Поблагодарить себя за пройденный до сегодняшнего дня период жизни, который дал Вам огромный опыт и подтолкнул к насущным изменениям.
  3. Самостоятельно выполнить практику «Колесо жизненного баланса» (методика Пола Дж. Майера).

*Ссылка: https://www.psychologies.ru/tests/test/829731/?ysclid=lvcpfav6br97008041

*Ссылка: https://testometrika.com/society/life-balance-wheel-what-area-did-you-miss/

Колесо жизни является сильнейшим инструментом для вдохновения. В его основе заложены все основные сферы жизни человека. Оно помогает увидеть направление движения и позволяет ответить на вопрос: «Что мне нужно сделать прямо сейчас, чтобы что-то изменить и приблизиться к своей новой жизни?».

Кризис личности способствует росту и выводит человека на новый уровень развития. Любые изменения по выходу из кризисного состояния необходимо проводить поэтапно: понять смысл событий, установить контроль над событиями, формировать адекватную самооценку.

Список использованной литературы

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.
  2. Колесо жизни – методика анализа и планирования жизни [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psychojournal.ru/article/222-koleso-zhizni-metodika-analiza-i-planirovaniya-zhizni.html
  3. Козлов В. В. Работа с кризисной личностью. Методическое пособие. / В.В. Козлов – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 302 с.
  4. Магомедшарипова, Е.Д. Личностные кризисы [Электронный ресурс] / Е.Д. Магомедшарипова // Мировая наука – №5(26) 2019. Режим доступа: https://science-j.com/
  5. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых – М.: ЭКСМО, 2004. – 554с.
  6. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл, 2005. – 182 с.
  7. Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологию – Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. – 166 с.Юрьева, Л.Н. Кризисные состояния: Монография / Л. Н. Юрьева. – Днепропетровск: Арт-пресс, 1998. – 161 с.

Попова Л.М. – ведущий специалист, психолог отдела консультативно-психологической помощи по телефону