Способы эффективной коммуникации
Коммуникабельность — важное качество людей устанавливать деловые и повседневные связи, контакты, отношения, относится к одной из составляющих техники влияния (убеждения). Но прежде чем на кого-то повлиять, необходимо сначала навести мосты в общении с другим человеком или аудиторией, как на психологическом, так и на физическом уровне. Говоря проще, необходимо вызвать у людей доверительное отношение к себе.
Методы, применяемые в эффективной коммуникации для «психологической стыковки»
- Постарайтесь создать спокойную обстановку. Нервничая сами, вы вызываете ответную реакцию. Легче вести разговор, если вас никто и ничто не будет отвлекать.
- Обрисуйте ситуацию, но постарайтесь сразу не высказывать своего мнения на ее счет. Обязательно дайте слово оппоненту, так вы узнаете его отношение к ситуации.
- Включайтесь в ситуацию. Расскажите историю из своей жизни с исходом, похожим на тот, о котором говорил вам собеседник.
- Не осуждайте, не навешивайте ярлыки и не интерпретируйте слова собеседника.
- Отзеркаливайте фразы собеседника. Т.е. повторяйте, что он сказал, не меняя интонацию, но перефразировав предложение. Так вы поймете, правильно ли поняли собеседника, и заодно убедите его, что вы внимательно слушаете. Например: «я понял вас так…», «как я понимаю, вы хотите сказать…», «вы чувствуете…».
- Начинайте менять отношение собеседника к ситуации. Расскажите правдивую историю с исходом, который нужен вам. Ссылайтесь без стеснения на весомые источники, такие как СМИ, известных или авторитетных людей, исторические или статистические факты и т.д. Если не убедили оппонента, приведите еще пару доводов, или расскажите еще 1-2 случая с требуемым исходом событий, покажите собеседнику преимущества такого разрешения ситуации (не забывайте упоминать авторитетные источники).
- Раскройте преимущества нового разрешения вопроса. Покажите выгоды исхода, описанного в последней истории (люди не всегда умеют делать выводы, тем более, нужные вам).
- Четко заявляйте о своем намерении. Кратко и лаконично подведите итоги, перечислите все выгоды и озвучивайте свое предложение.
- Укрепите доверие. По окончании беседы скажите, что вам было приятно иметь с собеседником дело, выскажите намерение продолжать сотрудничество (невзирая на результат разговора) и готовность оказать помощь или услугу.
Влияние невербального общения на эффективную коммуникацию
Помимо «психологической стыковки», для эффективной коммуникации нужно еще и «присоединение» на уровне подсознательном. В этом поможет невербальная коммуникация — общение на языке жестов, мимики и т.д. Именно она является самым мощным оружием, поскольку невербальные знаки нашим подсознанием определяются как более правдивые (их подделать намного труднее), а около 60% информации мы получаем из невербальных источников. Поэтому роль мимики и жестов в коммуникации переоценить сложно.
Способы установления контакта с помощью невербальных средств общения:
- Зеркальное отражение жестов собеседника. Копируйте жесты, мимику, интонацию собеседника, положение рук и ног, но делайте это осторожно, без излишнего рвения, и так, чтобы это не было слишком заметно. Люди любят смотреться в зеркало, но им не нравится, когда их пародируют.
- Не вторгайтесь в личное пространство собеседника. На всем протяжении беседы или своей речи держите дистанцию, пока не будет достигнут необходимый уровень доверия. Не подходите ближе полуметра к собеседнику. Это расстояние личного интимного пространства и любое вторжение в эту зону (до момента достижения доверия) вызовет отвержение. Если вы встречаетесь не первый раз или уже наладили отношения (только в этом случае) и хотите сократить дистанцию, в конце беседы подойдет прикосновение или дружеское похлопывание по плечу.
- Старайтесь не прикасаться к носу и рту во время разговора, на подсознательном уровне это распознается как ложь.
- Поза во время беседы или выступления должна быть открытой (руки и ноги не скрещены), это воспринимается как искренность и доброжелательность.
- Обратите внимание на свою речь, в особенности дикцию, темп речи, громкость, паузы в словах. Говорите не слишком быстро, но и не слишком медленно.
- Не говорите: «Вы, не правы», «Я с вами не согласен». Это настраивает человека против вас. Лучше сказать: «Я с вами согласен, но…», или «Да, но…» и излагайте свои доводы.
- В то время, когда говорит собеседник, наклоните голову вперед или слегка кивайте, как бы соглашаясь с его словами. Это действие с вашей стороны говорит на языке тела, что вы согласны и готовы на сотрудничество и взаимность. Не отклоняйтесь и не отклоняйте голову назад — на невербальном языке это означает отстранение от собеседника и нежелание продолжать общение.
Правила успешной коммуникации
- Смотрите в глаза. Большинство людей стесняются смотреть в глаза собеседнику, а это ведь очень важно при коммуникации. Естественно, пристально смотреть в глаза не стоит, но периодически контакт должен быть.
- Говорите правду. Человек может врать только лишь словами. Сама ложь легко определяема и мало убедительна. В любом случае, если обман удался, вам приходится запоминать, что вы соврали человеку, чтобы в будущем вас не раскрыли.
- Рыба в воде. Не стоит спорить и отстаивать точку зрения в вопросах, в которых вы не достаточно сильны. Лучше прямо сказать: «Я не силён в этом вопросе», чем потом выглядеть глупо, когда ваше утверждение будет подвергнуто сомнению.
- Произносите вслух свои мысли и предположения. Рассуждайте вслух. Когда собеседник понимает ход вашей мысли, ему проще вас понять, ведь каждый думает по-разному. Так ваши поступки и действия становятся прозрачными и понятными.
- Ищите общие темы. Люди, не нашедшие общих тем, мало интересны друг другу. Общение, если оно происходит по желанию обоих собеседников, строится на взаимной симпатии. Но никакая симпатия не сохранит коммуникацию, если с человеком не интересно.
- Создавайте дефицит общения. Это одно из самых важных правил общения. Нужно всегда соблюдать меру. Пусть лучше человек чувствует, что ему вас не хватает, чем понимает, что ему надо от вас отдохнуть.
- Улыбайтесь. Улыбайтесь чаще. Ведь это полезно для здоровья. С человеком, который улыбается, всегда хочется общаться. Улыбка очень заразительна.
- Будьте доброжелательны. В психологии это явление называется «эффектом отношения к наблюдателю», т.е., в большинстве случаев, наши собеседники склонны относиться к нам с симпатией именно тогда, когда видят с нашей стороны проявление положительного отношения. Получается, что именно мы берем на себя ответственность за результаты своего общения.
- Культура речи. Чтобы нас было комфортно слушать, мы должны проговаривать каждое слово, выражаться понятно и не терять окончания. Это очень важно. Никому не приятно слушать неразборчивую речь. Помните, что большинство проблем между людьми возникает из-за непонимания.
- Не критикуйте, не осуждайте и не жалуйтесь на людей. Критика – это быстрый способ создать обиды на вас. Вместо того, чтобы говорить людям, что они делают что-то неправильно, задавайте им вопросы, чтобы попытаться выяснить, почему они делают то, что делают. Предложите им альтернативные способы – это будет восприниматься как попытка помочь.
- Цените людей. Вы, вероятно, очень быстро замечаете, что вам не нравится в людях. Может быть, вы иногда даже даете им это понять. Просто убедитесь, что ваша оценка является подлинной. Возможно, вы слышали эту фразу, когда росли: «Если вы не можете сказать что-нибудь хорошее, не говорите ничего». Если кто-то важен для вас, в любом случае, скажите ему об этом! Это касается любого типа межличностных отношений, будь это ваш супруг, дети, сотрудник, коллега, друг, член семьи — любой! Людям нравится чувствовать себя важными. Дайте им то, что они хотят, и они будут любить вас за это. Опять же, важно, чтобы вы делали это с искренностью.
- Будьте искренне заинтересованы в других. Станьте искренне заинтересованы в других людях. Не каждый хочет это признать, но правда в том, что любимым предметом большинства людей являются они сами. Используйте это в ваших интересах. Задайте собеседникам вопросы. Поговорите с ними о вещах, которые их интересуют. Сфокусируйтесь на них. Вы быстро завоюете их дружбу.
- Будьте хорошим слушателем. Это подходит к принципу сосредоточения внимания на другом человеке. Слушайте больше, чем говорите, и вы быстро разовьете хорошие межличностные отношения с людьми.
- Избегайте споров, и понимайте, что вы на самом деле не всегда правы. Если вы не правы, признайте это. Вы действительно можете нанести вред вашим межличностным отношениям, если отказываетесь признать, что не правы. Это разочарование для других, ущерб доверию. Если вы не правы или сделали ошибку, признайте это. Это позволит каждому двигаться дальше.
Эти простые приемы позволят расположить к вам практически любого человека. И ваша коммуникация будет эффективной.