Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Метафорические карты в работе психолога

Дата публикации: 21-06-2019

Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога.

Ассоциативные карты являются уникальной проективной методикой для работы с различной проблематикой как индивидуально, так и в групповом режиме с широчайшим спектром применения, от психотерапии до семейной игры, от бизнеса до театра. Карты стимулируют творческий потенциал и коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры.

Метафорические ассоциативные карты позволяют осуществить обход рационального мышления, снять защиту и внутреннее сопротивление, создать условия для диалога между внешним и внутренним миром человека, помогают реконструировать травматическое событие, сформулировать и выразить его словам или – вербализовать, что само по себе создает коррекционный эффект.

Главный плюс метафорических ассоциативных карт – это простота использования и безопасность для клиента, что снижает его внутреннее сопротивление. Образ первичен в формировании сознания человека, поэтому обращение к нему интернационально (карты – интернациональны) и срабатывает для людей любого возраста и ментальности, с любым уровнем интеллектуального развития.

Метафорические ассоциативные карты позволяют наладить коммуникацию и создать атмосферу доверия, активизируют интерес людей к самоисследованию и саморазвитию. Карты прекрасно работают на задачу создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.

Ниже предлагаются упражнения в качестве примера использования метафорических карт в работе психолога.

Упражнение «Триптих» (для пар или небольших групп).

Каждый участник вытягивает 3 карты, смотрит на них и кладет их в ряд (который формируется не обязательно по порядку вытягивания). Затем рассказывает историю, основываясь на картах: начиная с первой карты, основной сюжет из второй и закончить третьей. Для прояснения истории участники группы могут задать уточняющие вопросы.

Упражнение «Большая картинка» (совмещение карт и изотерапии).

Из колоды метафорических карт каждый участник, «вслепую», вытягивает карту и кладет ее на чистый лист бумаги. Используя цветные карандаши или фломастеры, дорисовывают изображение, представляя, что карта – это лишь часть картины. После того, как участники закончили рисовать картину, они рассказывают историю, основываясь на том, что они изобразили.

Упражнение «Работа с аватаром» (для активных пользователей сети Интернет).

Участникам предлагается посмотреть, как менялись их фотографии в социальной сети (например) на протяжении определенного промежутка времени. Каждый участник выкладывает фотографии перед собой и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фотографии? Сколько ему лет? Что он чувствует? О чем думает? Что хочет сделать?». Если участник возвращается к одному образу несколько раз, то для него это повод задуматься: «О чем это в моей жизни? Хочу ли я этого повторения?»

Вышеперечисленные упражнения подходят для индивидуальной и групповой работы психолога со взрослыми.

Томенко С.С., ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения

Начальник отдела Г. Б. Колимбет