Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Диагностика эмоциональной направленности личности

Дата публикации: 06-06-2022

Потребности личности тесно связаны с эмоциями. При удовлетворении или возможности удовлетворения потребностей возникают положительные эмоции. Если имеющаяся потребность не удовлетворяется человек переживает отрицательные эмоции. Стремление к удовлетворению определенных потребностей Б.И. Додонов назвал общей эмоциональной направленностью и разработал методику для изучения этой особенности личности.

Методика «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б.И. Додонов)

Описание: методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать, каковы установки и в какой области деятельности можно получать положительные эмоции.

Инструкция

Вам предлагается тестовое задание из 50 суждений, характеризующих эмоции вашей личности.

Сделайте выбор вашего ответа в соответствии со шкалой:

  • «Безусловно, да» – а;
  • «Пожалуй, да» – в;
  • «Пожалуй, нет» – с;
  • «Безусловно, нет» – d.

Оборудование: лист бумаги и ручка.

Тестовое задание

  1. Я часто беспокоюсь о близких, друзьях.
  2. Я испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.
  3. Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание.
  4. Для меня всегда важно добиваться успеха в работе.
  5. Я люблю острые ощущения.
  6. Я охотно побывал(а) бы в каком-нибудь новом, неизведанном месте.
  7. Я испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.
  8. Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.
  9. Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).
  10. Люблю заниматься коллекционированием.
  11. Хочу приносить людям радость и счастье.
  12. Для меня важно одобрение окружающих.
  13. Приятно испытывать чувство превосходства над противником.
  14. Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.
  15. Охотно иду на риск.
  16. Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.
  17. Люблю разбираться в причинах явлений, событий.
  18. Я могу прийти в восторг от красоты природы.
  19. Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.
  20. Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.
  21. Я всегда жалею неудачников.
  22. Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.
  23. Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.
  24. Приятно чувствовать, что день прошел не даром.
  25. Я человек решительный.
  26. Люблю все таинственное и необычное.
  27. Стремлюсь приводить свои знания в систему.
  28. Произведение искусства может тронуть меня до слез.
  29. Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение, например вечеринки.
  30. Люблю делать покупки.
  31. Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.
  32. Среди моих родственников, знакомых, есть люди, которых я обожаю.
  33. Я самолюбив(а).
  34. Я чувствую радостное возбуждение, душевный подъем, когда работа идет хорошо.
  35. Я люблю преодолевать опасности.
  36. Иногда меня тянет странствовать.
  37. Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.
  38. Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.
  39. Я склонен (склонна) к лени.
  40. Люблю рассматривать свои коллекции.
  41. Я стараюсь помогать людям.
  42. Я испытываю большую благодарность людям, которые делают мне добро.
  43. Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.
  44. Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.
  45. Азарт, спортивная злость обычно улучшают результаты моей деятельности.
  46. Я люблю помечтать.
  47. Самое приятное для меня переживание – радость открытия истины, чувство близости решения.
  48. Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.
  49. Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.
  50. Я неохотно расстаюсь со своими вещами.

Обработка данных

Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а=2, в=1, с=(-1), d=(-2) баллам.

Сумма баллов по ответам:

  • 1, 11, 21, 31, 41.
  • 2, 12, 22, 32, 42.
  • 3, 13, 23, 33, 43.
  • 4, 14, 24, 34, 44.
  • 5, 15, 25, 35, 45.
  • 6, 16, 26, 36, 46.
  • 7, 17, 27, 37, 47.
  • 8, 18, 28, 38. 48.
  • 9, 19, 29, 39, 49.
  • 10, 20, 30, 40, 50.

Направленность:

  • Альтруистическая.
  • Коммуникативная.
  • Глорическая.
  • Праксическая.
  • Пугническая.
  • Романтическая.
  • Гностическая.
  • Эстетическая.
  • Гедонистическая.
  • Акизитивная.

Интерпретация полученных результатов

Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции вашей личности – вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное –10 баллов.

  1. Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят о том, что у испытуемого сильно выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать высокие результаты – больше 5, низкие – меньше 5). Результаты, близкие к 0, говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности. И та и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки.
  2. Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.
  3. Глорические эмоции (от лат. gloria – «слава»). Высокие результаты показывают, что испытуемый имеет сильно выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.
  4. Праксические эмоции. Высокий результат скажет о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда – в особо выраженной потребности в расслаблении.
  5. Пугнические эмоции (от лат. pugna – «борьба»). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких – сильно выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.
  6. Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких – наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм как черта характера.
  7. Гностические эмоции (от греч. gnosis – «знание») – эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.
  8. Эстетические эмоции. При высоких баллах – потребность в восприятии прекрасного выражается остро. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах эта потребность не развита.
  9. Гедонистические эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена сильно. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.
  10. Акизитивные эмоции (от франц. acquisition – «приобретение») – это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. При высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких – такая потребность не проявляется.

Источники информации:

  1. Истратова О.Н. Психодиагностика / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 376 с.
  2. Козьков Р.В. Методы и методики диагностики эмоций. – М.: ДиректМедиа, 2013. – 162 с.
  3. Психолого-педагогическая диагностика: учебно-методическое пособие / Г.Б. Горская, Е.А. Пархоменко, А.А. Дубовова. – Краснодар: КГУФКСТ, 2019. – 251 с.

Зернова Т.И. — ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения

Начальник отдела психолого-методического сопровождения С.В. Кривотурова