Диагностика эмоциональной направленности личности
Потребности личности тесно связаны с эмоциями. При удовлетворении или возможности удовлетворения потребностей возникают положительные эмоции. Если имеющаяся потребность не удовлетворяется человек переживает отрицательные эмоции. Стремление к удовлетворению определенных потребностей Б.И. Додонов назвал общей эмоциональной направленностью и разработал методику для изучения этой особенности личности.
Методика «Определение общей эмоциональной направленности личности» (Б.И. Додонов)
Описание: методика измеряет общую эмоциональную направленность личности. По данной методике можно изучить эмоциональную направленность, узнать, каковы установки и в какой области деятельности можно получать положительные эмоции.
Инструкция
Вам предлагается тестовое задание из 50 суждений, характеризующих эмоции вашей личности.
Сделайте выбор вашего ответа в соответствии со шкалой:
- «Безусловно, да» – а;
- «Пожалуй, да» – в;
- «Пожалуй, нет» – с;
- «Безусловно, нет» – d.
Оборудование: лист бумаги и ручка.
Тестовое задание
- Я часто беспокоюсь о близких, друзьях.
- Я испытываю потребность делиться с другими людьми своими мыслями и переживаниями.
- Мне очень приятно, когда на меня обращают внимание.
- Для меня всегда важно добиваться успеха в работе.
- Я люблю острые ощущения.
- Я охотно побывал(а) бы в каком-нибудь новом, неизведанном месте.
- Я испытываю большую радость, самостоятельно решив трудную проблему.
- Люблю возвышенное чувство, возникающее при восприятии стихов, музыки и т.д.
- Предпочитаю простые радости (вкусно поесть, сладко поспать).
- Люблю заниматься коллекционированием.
- Хочу приносить людям радость и счастье.
- Для меня важно одобрение окружающих.
- Приятно испытывать чувство превосходства над противником.
- Я увлекаюсь любой работой, которую выполняю.
- Охотно иду на риск.
- Иногда мне кажется, что должно произойти что-то необыкновенное.
- Люблю разбираться в причинах явлений, событий.
- Я могу прийти в восторг от красоты природы.
- Люблю состояние покоя и свободы от обязанностей.
- Радуюсь, когда пополняю свою коллекцию.
- Я всегда жалею неудачников.
- Я не смог бы (не смогла бы) обойтись без друзей.
- Я пойду на многое, чтобы завоевать почет и уважение окружающих.
- Приятно чувствовать, что день прошел не даром.
- Я человек решительный.
- Люблю все таинственное и необычное.
- Стремлюсь приводить свои знания в систему.
- Произведение искусства может тронуть меня до слез.
- Люблю приятное, бездумное времяпрепровождение, например вечеринки.
- Люблю делать покупки.
- Радуюсь, когда кто-нибудь добивается успеха.
- Среди моих родственников, знакомых, есть люди, которых я обожаю.
- Я самолюбив(а).
- Я чувствую радостное возбуждение, душевный подъем, когда работа идет хорошо.
- Я люблю преодолевать опасности.
- Иногда меня тянет странствовать.
- Я люблю читать о научных открытиях, поисках и находках.
- Я испытываю наслаждение, слушая любимую музыку.
- Я склонен (склонна) к лени.
- Люблю рассматривать свои коллекции.
- Я стараюсь помогать людям.
- Я испытываю большую благодарность людям, которые делают мне добро.
- Мне всегда хочется взять реванш при неудаче.
- Мое настроение поднимается от сознания того, что работа выполнена добросовестно.
- Азарт, спортивная злость обычно улучшают результаты моей деятельности.
- Я люблю помечтать.
- Самое приятное для меня переживание – радость открытия истины, чувство близости решения.
- Я часто переживаю чувство возвышенности и отрешенности при соприкосновении с прекрасным.
- Мне бы хотелось жить беззаботно и безмятежно.
- Я неохотно расстаюсь со своими вещами.
Обработка данных
Подсчитайте общую сумму баллов по каждой из 10 строчек, учитывая, что а=2, в=1, с=(-1), d=(-2) баллам.
Сумма баллов по ответам:
- 1, 11, 21, 31, 41.
- 2, 12, 22, 32, 42.
- 3, 13, 23, 33, 43.
- 4, 14, 24, 34, 44.
- 5, 15, 25, 35, 45.
- 6, 16, 26, 36, 46.
- 7, 17, 27, 37, 47.
- 8, 18, 28, 38. 48.
- 9, 19, 29, 39, 49.
- 10, 20, 30, 40, 50.
Направленность:
- Альтруистическая.
- Коммуникативная.
- Глорическая.
- Праксическая.
- Пугническая.
- Романтическая.
- Гностическая.
- Эстетическая.
- Гедонистическая.
- Акизитивная.
Интерпретация полученных результатов
Подсчитав количество баллов в каждой строке и проранжировав результаты, выделите преобладающие эмоции вашей личности – вашу эмоциональную направленность. Возможное максимальное значение по шкалам + 10 баллов, минимальное –10 баллов.
- Альтруистические эмоции. Высокие результаты по первой шкале говорят о том, что у испытуемого сильно выражена потребность отдавать, делиться, содействовать, помогать. Направленность на других проявляется у него ярко. Низкие результаты говорят о направленности на себя, потребности брать, получать высокие результаты – больше 5, низкие – меньше 5). Результаты, близкие к 0, говорят о том, что у респондента нет ярко выраженной потребности. И та и другая потребность выражены в равной степени, нет жесткой установки.
- Коммуникативные эмоции. Высокие результаты по этой шкале говорят о ярко выраженной потребности в общении. Низкие результаты говорят о том, что более выражена потребность в уединении.
- Глорические эмоции (от лат. gloria – «слава»). Высокие результаты показывают, что испытуемый имеет сильно выраженную потребность в славе, переживании успеха на виду у других людей, в известности. Низкий результат говорит о желании быть незаметным.
- Праксические эмоции. Высокий результат скажет о потребности активно действовать, достигать поставленной цели, добиваться желаемых результатов. Низкие баллы говорят о пассивном отношении к деятельности. Иногда это проявляется в склонности больше размышлять, чем действовать, иногда – в особо выраженной потребности в расслаблении.
- Пугнические эмоции (от лат. pugna – «борьба»). Эти эмоции связаны с потребностью рисковать, преодолевать опасности. При высоких баллах эта потребность выражается у респондента ярко, при низких – сильно выражена потребность в безопасности и формирующаяся на основе этой потребности осторожность.
- Романтические эмоции. При высоких баллах у испытуемого ярко выражено стремление к необычному, таинственному. При низких – наоборот: проявляется тенденция к полезным вещам, на основе которой формируется прагматизм как черта характера.
- Гностические эмоции (от греч. gnosis – «знание») – эмоции, связанные с потребностью в получении знаний о новом, неизвестном. При ярко выраженной потребности (высокие баллы) испытуемый получает удовольствие от процесса получения знаний. При низких баллах эта потребность недостаточно развита.
- Эстетические эмоции. При высоких баллах – потребность в восприятии прекрасного выражается остро. Воспринимая прекрасное, респондент переживает сильные чувства, которые в современной практической психологии называются ресурсными. При низких баллах эта потребность не развита.
- Гедонистические эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. При высоких баллах эта потребность выражена сильно. Комфортные условия для такого человека являются очень важными, а достижение комфорта является мощным мотивом деятельности. В психотерапии есть соответствующий термин: гедонистическая установка. При низких баллах можно говорить об аскетической установке личности.
- Акизитивные эмоции (от франц. acquisition – «приобретение») – это эмоции, возникающие при наличии потребности в накоплении (коллекционировании) вещей, выходящей за пределы практической нужды в них. При высоких баллах потребность в коллекционировании хорошо выражена. При низких – такая потребность не проявляется.
Источники информации:
- Истратова О.Н. Психодиагностика / О.Н. Истратова, Т.В. Экзакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 376 с.
- Козьков Р.В. Методы и методики диагностики эмоций. – М.: ДиректМедиа, 2013. – 162 с.
- Психолого-педагогическая диагностика: учебно-методическое пособие / Г.Б. Горская, Е.А. Пархоменко, А.А. Дубовова. – Краснодар: КГУФКСТ, 2019. – 251 с.
Зернова Т.И. — ведущий специалист, методист отдела психолого-методического сопровождения
Начальник отдела психолого-методического сопровождения С.В. Кривотурова