Размер шрифта: 16px
Цветовая схема
Ц Ц Ц
Изображения
Настройки/Сбросить
Межбуквенный интервал
Междустрочный интервал
ГКУ КК «Краевой методический центр»
Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр»

Когда ребенка тянет на подвиги

Дата публикации: 22-04-2018

Еще в начальной школе дети пишут сочинения о героизме, патриотизме, чувстве долга. Если спросить детей, кто такой герой, то часто можно услышать: «Тот, кто ничего не боится». А детям, особенно мальчикам, очень хочется быть героями и в глазах других, и в своих собственных. При этом они часто путают героизм с безрассудностью, и самым отважным могут посчитать того, кого в народе называют просто и ёмко «без царя в голове». Родителям нужно вовремя разобраться в этой путанице и объяснить ребенку, где героизм, где настоящая отвага, а где безрассудность.

У младших школьников и подростков есть такие периоды роста и развития, когда для них вдруг особо привлекательным становится всё, что связано с риском. Это этап аутодеструктивного, то есть саморазрушающего поведения, как называют его психологи.

Проще говоря, детей тянет на подвиги, причём и мальчиков, и девочек, но каждого по-своему. Зачем им это надо? Сама по себе цель благородна: ребёнок жаждет познать свои возможности, проверить себя «на прочность», доказать самому себе и другим, что пришёл в этот мир не зря. Это очень рискованное время, когда ребёнок может попасть в опасную ситуацию, причём по собственной инициативе.В этот период родителям надо быть особо бдительными. Отменить этот этап роста невозможно, даже если запереть ребенка дома, он всё равно найдёт способ «аутодеструктивиться» и проявить себя. Удерживая и не пуская, родители заставляют ребёнка хитрить, изворачиваться – и он теряет ориентиры. Родительская задача: провести ребёнка через этот «саморазрушающий» период и пройти его вместе с ним так, чтобы всё обошлось без опасных для его здоровья последствий. То есть родители должны дать ребёнку нужную дозу свободы и, одновременно, держать ситуацию под контролем.

Лучший вариант для родителей – заранее хорошо подготовиться и подготовить ребёнка. Это значит знать особенности развития ребёнка: что и когда от него можно ожидать. Родители уже проходили подобное, например, когда их ребенок учился сидеть, ходить, бегать. Они знали, что у дороги надо взять его за руку, причём держать крепко.
Готовиться – это значит сделать всё для того, чтобы научить, предостеречь, уберечь, а дальше – доверить управление жизнью ребёнка ему самому и Богу.

Если родители заботились о безопасности своего ребенка, то особо волноваться в этот бурный период не стоит: фундамент заложен. В нужный момент из подсознания всплывёт нужный навык, полезная привычка, которые выработались у ребёнка с помощью родителей. Если выработался навык проверить дно, прежде чем нырнуть в незнакомом месте, скорее всего ребёнок так и сделает, проверит. И не полезет на дерево, ветки которого нависают над забором из длинных острых пик. И не будет прыгать с крыши сарая только потому, что ему кричат «слабо».

Когда ребенок часто находится вне зоны влияния родителей и они не всегда в курсе, где он и с кем, ему придется полагаться на себя и принимать самостоятельные решения. Но чтобы эти решения были верны, подготовить почву для них придётся только вместе с родителями.

Первое, что должен уяснить даже маленький ребёнок: только психически нездоровые люди ничего не боятся. Страх – это нормальное, естественное чувство, свойственное любому нормальному человеку. Если ребенок боится – это вовсе не значит, что он трус.

Ребенку нужно показывать и рассказывать, обсуждать и спрашивать, какой героизм истинный, а какой ложный. И чем они отличаются друг от друга. Чем отличается «героизм напоказ» от безрассудства и глупости. Этот вопрос очень тревожит детей, особенно мальчиков. Им почему-то кажется, что испытывать страх и быть трусом – одно и то же. Ребенок должен убедиться, что это не так. Для некоторых детей становится целым откровением, что и папа может бояться, и тренер, которого он так уважает. Разговаривайте с ребёнком об этом. Он должен точно усвоить, что бояться – нормально для живого существа, что это – инстинкт самосохранения. Бояться не стыдно, а важно в нужный момент преодолеть свой страх. И не путать геройство с бестолковостью. «Ради чего ты это делаешь?» – вот вопрос, который стоит почаще задавать детям. «Подумай, что будет, если ты сделаешь так?» Просчитывать последствия своих поступков многие дети не умеют. Просто им не приходит это в голову. Обращайте внимание, делайте акценты, заставьте задуматься о последствиях. Это намного полезнее, чем заявить: «Больше на улицу не пущу», и без комментариев, без разъяснений, без вопросов.

Залезть на крышу «просто так» или залезть на крышу, чтобы снять с этой крыши перепуганного щенка, которого туда засунули «отважные» дети. Есть разница? А как думает ваш ребёнок, разница есть? Говорите с детьми о подвигах и безрассудстве, о глупости и героизме, о трусости и отваге. И ещё о том, как важно иметь сильное и послушное тело. Развенчивайте «героизм напоказ». Прыгнуть на глазах восторженной публики с крыши того же сарая легче. А вот подтягиваться, причём каждый день, на турнике или делать гимнастику куда труднее.

«Не веришь? Проверь. Давай на спор». Заключите с ребенком пари. Это азартно и станет хорошим стимулом для ребёнка заниматься гимнастикой, бегом, гантелями, танцами. «Ты хочешь проверить, есть у тебя сила воли или нет? Проверяй! Закаляй своё тело и разум». Сильный и уверенный человек не станет рисковать напоказ хотя бы потому, что ему ничего не надо доказывать другим: он уважает себя, он знает, чего он стоит.

Обсуждайте это с детьми! Детям нужны критерии, по которым они будут ценить себя. Пока не выработались свои собственные, они ориентируются на внешние – на оценку и мнения других людей. Вы увидите, как загораются глаза и легко ведётся разговор. Подойдут и модные герои. «Например, Гарри Поттер – герой или нет? Но он же боялся, так почему же он не трус? Кого ещё ты знаешь?».

Важно обсуждать с детьми проблемы нравственные, житейские, даже бытовые, находя связь между прошлым и настоящим. Показывать детям, как выйти из сложной ситуации, как сохранить свою целостность, как люди становятся «антигероями» и как поднимаются над собой, как жить в гармонии с миром и стать победителем, несмотря на обстоятельства.

Классическая литература – это тот опыт, на котором учились поколения людей. И это именно тот опыт, в котором безумно нуждаются наши дети. И это тот самый случай, когда ребенку можно учиться не на своих ошибках, а на чужих!

Предвидеть последствия своих поступков детям даётся труднее всего. Поэтому родителям нужно обсуждать героев литературных произведений, героев из фильмов, больше разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы, спрашивать его мнение, анализировать различные ситуации.

А как же совершить настоящий подвиг? Для этого каждому мальчику нужен мужчина, который помог бы ему «загрузить программу жизни», то есть показать, что значит быть настоящим мужчиной. Испытать свою силу на папе и научиться жизни на его примере – вот что нужно мальчику, чтобы стать настоящим героем.

Список использованных источников:

  • Некрасова З., Некрасова Н., Без опасности. Школьные годы. – М.: Аспект Пресс, 2009.
  • Крайг Г. Психология развития пер. с англ. Н. Мальгиной, 7-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2001.
  • Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель-Пресс, 2009.
  • Интернетресурс https://psihologia.edusite.ru/

С.Н. Катичева, ведущий специалист, психолог отдела по работе с приемными семьями ГБУ КК «Краевой методический центр»