Отцы и дети: сложности отношений
Мир взрослых и мир детей – это две вселенные между которыми лежит пропасть. И эта бездна не дает возможность и тем, и другим ощутить радость от взаимного существования, осложняет жизнь, калечит судьбы. И не потому, что с детьми или родителями что-то не так, просто они мало знают друг о друге, часто говорят на разных языках и не всегда готовы услышать голоса другой вселенной.
Взаимоотношения взрослых и детей можно разделить на три этапа.
Первый этап – детство. Этот период может быть более или менее счастливым, так как младшие практически всегда безоговорочно принимают ценностную систему старших.
Второй этап – отрочество и юность. Взаимоотношения «отцов и детей» здесь могут складываться по-разному. Если продолжать прежнюю политику подавления по отношению к ценностной системе ребенка (который в этом возрасте уже не ребенок, но и не взрослый) – этот подход опасен. Для старших будут закладываться отношения противостояния поколений и их взаимная неприязнь. Молодые тоже не выигрывают от таких отношений: здесь часто возможны обиды, возникновение комплекса неполноценности, а то и более серьезные последствия, чреватые уже психическими заболеваниями. Поэтому родителям в это время следует проявлять максимум осторожности, терпения и толерантности по отношению к подросткам. Не стоит заводить дискуссии по поводу несущественных мелочей типа прически, косметики, одежды и т. п. Следует учитывать, что подросток в этом возрасте будет проявлять юношеский негативизм и отрицание ценностей старшего поколения. В зависимости от ситуации надо либо воздерживаться от замечаний вообще, либо вести мирный и уважительный по отношению к ребенку разговор. Старшим надо помнить, что этот период проходит каждая личность в своем развитии, чаще вспоминать свое собственное отрочество и юность и знать, что эта возрастная «болезнь» скоро пройдет, а вот осложнения, которые она вызовет, почти всецело зависят от поведения и тактики родителей, учителей и вообще взрослых.
Итогом развития на этом этапе является формирование в основных чертах ценностной системы и типа эмоционально-ценностной ориентации.
Третий этап – это вхождение юноши или девушки во взрослую жизнь, которая начинается не с определенного возраста, а с выработки собственной ценностной ориентации, принципиально своей системы ценностей. Такая система редко совпадает с ценностной системой старших. Да это и не обязательно, потому что наступит время, когда ребенок будет обязан жить своим умом, если он не хочет обратиться в вечного ребенка, в пассивный объект воспитания (неважно, кто его будет воспитывать – родители, жена, теща, свекровь, приятели в компании, начальник трудового коллектива и т. п.).
В этом возрасте отношения отцов и детей, конечно, изменяются, но все же не перестают, как правило, существовать. Здесь можно отметить три тенденции развития этих взаимоотношений. Первой и самой благополучной является более или менее полное сочетание ценностных систем старших и младших (откуда может развиться свободный разговор, непринужденное общее проведение досуга, взаимная радость общения и т.п. положительные культурологические последствия). При этом варианте, как правило, устанавливаются отношения взаимопомощи: не только отцы, помогают своим детям, но и наоборот – ребенок может оказать существенную поддержку, помогая родителю поддерживать контакт с изменяющейся реальностью.
Второй вариант – это полная несовместимость ценностных систем «отцов и детей», порождающая часто не просто неприязнь, но и прямую ненависть.
Третий вариант –это полное взаимное равнодушие, иногда слегка завуалированное в соответствии с этикетом и нормами общественной нравственности. Последний тип отношений, правда, не всегда является результатом взаимного равнодушия; существуют ситуации, когда люди разного возраста не могут друг друга понять.
Как видно из всего сказанного, проблема воспитания – это проблема и детей, и родителей. Детям следует с почтением относиться к родителям, уважать их опыт и мудрость, не стыдиться перенимать полезные навыки. Родителям же пойдет на пользу искреннее доверительное общение с выросшими детьми: их знания могут не раз пригодиться. Важно научиться уважать позицию другого человека, принимать его таким, какой он есть на самом деле, и не пытаться его переделать.
А.Л. Маркарян, ведущий специалист, психолог ОККПТ
Начальник отдела Н.С. Белая
Цитаты про отцов и детей
Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.
Пифагор
Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.
А.П. Чехов
Когда дети ставили отца в тупик, он отправлял их в угол.
В. Миронов
Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав.
П. Лоренс
Легче отцу иметь детей, чем детям – отца.
Папа Иоанн XXIII
Лучшее, что отец может сделать для своих детей, – это любить их мать.
Теодор Хесберг
Ни один ребёнок не может опозорить родителей так, как родитель – ребенка.
Ян Курчаб
Если люди говорят плохое о твоих детях – это значит, они говорят плохое о тебе.
В.А. Сухомлинский
Взрослые и дети – два разных народа, вот почему они всегда воюют между собой. Смотрите, они совсем не такие, как мы. Смотрите, мы совсем не такие, как они.
Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»