ТРАВМА ПОТЕРИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ У РЕБЕНКА

     С самых первых недель жизни младенец узнает близких людей, он реагирует на знакомый голос, лицо, прикосновение. В процессе ухода и заботы за ребенком между ним и родственниками формируется привязанность.

Привязанность можно определить, как близкие, теплые, основанные на любви отношения между людьми.

Английским психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби выделены основные положения привязанности:

  1. Привязанности развиваются в отношении одного и нескольких человек, в порядке предпочтения.
  2. Привязанности не подвластны времени, то есть могут формироваться новые привязанности, но это не значит, что старые будут забыты.
  3. Наиболее сильные переживания бывают у человека во время формирования, утверждения, разрушения и восстановления привязанностей.

Самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка – это утрата родителей. При разлучении с матерью, родственником, или другим близким человеком происходит серьезная эмоциональнаятравматизация. В этих условиях ребенок испытывает состояние острой дезадаптации. Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Еще тяжелее ситуация, когда ребенок уже был взят в семью, а затем возвращен обратно в детское учреждение.

Многие думают, что ребенок не может любить родителей, которые плохо с ним обращаются. На самом деле, эти дети любят своих родителей не такими, какие они есть, а такими, какими они должны были бы быть: додумывая хорошее и не замечая плохое. И утрата семьи, даже если она была неблагополучной, – серьезная травма, приносящая ребенку боль, обиду на родителей и на «жизнь вообще», чувство отверженности и гнев. Даже при самом хорошем уходе за ним со стороны чужих лиц, ребенок может плохо спать, теряет аппетит, интерес к окружающему миру, испытывает тревогу, отчаяние или апатию, легко заболевает.

Травма потери (утрата, горе) – это реакция на потерю близкого, любимого человека после невозвратимой разлуки с ним или его смерти.

Несмотря на то, что реакции детей на потерю близкого человека индивидуальны и отличаются от реакции взрослых, в своих переживаниях ребенок проходит те же стадии.

Начальная стадия утраты – шок и оцепенение. Длится в среднем – 7-9 дней. Происходящее переживается как нереальное, человек, переживающий утрату, может казаться безразличным ко всему. Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости, как реакция на помеху остаться в прошлом вместе с любимыми людьми. Любые внешние стимулы, возвращающие человека в настоящее, могут провоцировать это чувство. Иногда злость смешивается с отчаянием.

Следующая стадия потери – стадия поиска – характеризуется отрицанием безвозвратности утраты, стремлением вернуть ушедшего.

Третья стадия – стадия острого горя – длится до 6-7 недель с момента потери. Человек испытывает сильнейшую душевную боль и поглощен образом ушедшего, идеализирует его. Травма потери влияет на отношения с окружающими. Они раздражают скорбящего, он стремится уединиться. Через 3-4 месяца начинается цикл «хороших и плохих дней». Повышается раздражительность, возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост соматических проблем, может начаться депрессия.

Четвертая стадия травмы потери – стадия восстановления – длится около года. В этот период восстанавливаются физиологические функции, коммуникативная деятельность. Происходит постепенное примирение с фактом утраты. Конечно, иногда, приступы горя могут быть очень болезненными.

Приблизительно через год наступает последняя стадия переживания утраты – завершающая. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с ушедшим, осознание того, что нет необходимости наполнять болью утраты всю жизнь. Создать в памяти образ ушедшего, найти для него смысл и постоянное место в потоке жизни – вот основная цель на данной стадии. И тогда человек, понесший утрату, сможет любить тех, кто рядом с ним, создавая новые смыслы, не отвергая тех, что были связаны с ушедшим: они останутся в прошлом.

Знание особенностей переживания детьми горя позволяет понять взрослому, что происходит с ребенком, дает возможность помочь ему. Дети, эмоционально «застрявшие» в одной из фаз переживания горя, не пережившие его до конца, живут не настоящим, а прошлым, и их поведение часто воспринимается окружающими как неадекватное. Детям, продолжающим ждать кровных родителей, трудно принять приемных родителей. В таких случаях требуется профессиональная помощь, но, чтобы распознать проблему, взрослые должны иметь о ней представление.

У приемных родителей появляется сложная, но выполнимая задача – сформировать привязанность у ребенка заново. Сначала по отношению к самим себе, а потом развить способность привязываться и к другим близким людям. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются приемные родители, чей ребенок претерпел неблагополучие в кровной семье, а затем оказался в детском доме.

При попадании в приемную семью ребенок, который помнит своих кровных родителей, начинает испытывать «конфликт привязанностей» – пропорционально возникновению чувств к приемным родителям. Фактически попадание в приемную семью заново «запускает» процесс переживания утраты кровной семьи, и во многих случаях именно это делает адаптацию приемного ребенка трудной.

Способность к восстановлению после жизненных травм является частью зрелой личности. Но когда травм слишком много, или они слишком сильны, и выпадают на долю детей, которые не являются «зрелыми личностями» в силу обстоятельств, способность к восстановлению во многом будет зависеть от помощи близких взрослых. От их способности внимательно и с сочувствием – не сентиментально или чрезмерно-тревожно, а именно сочувственно – отнестись к тому, что детям пришлось пережить.

Перед родителями стоит непростая задача, но она осуществима. Главное, не торопить события, запастись терпением и не терять надежды, и, в случае необходимости, обратиться за помощью к специалистам.

Список использованной литературы

  1. БоулбиДж. Привязанность. – М., 2003.
  2. БоулбиДж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.,2006.
  3. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот. СПб.,2005

Интернет-ресурсы

  1. https://www.miloserdie.ru/article/esli-deti-stradayut-rasstrojstvom-privyazannosti/
  2. https://educ.wikireading.ru/5536

 Ведущий специалист, методист работы с приемными семьями  Ю.М. Шевцова