СЕТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ПАУТИНЫ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ И ЛИКВИДИРОВАТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Причины и признаки компьютерной зависимости у подростков

Компьютерная зависимость у детей и подростков формируется постепенно, причем момент перехода от безобидного увлечения игрой до зависимости зачастую незаметен родителям. Поэтому очень часто мамы и папы до последнего не замечают, что компьютер или планшет стал для их ребенка не просто приятным времяпровождением, а чем-то большим. Родители радуются тому, что их чадо предпочитает сидеть дома за компьютером, а не гулять на улице, рискуя связаться с нехорошей компанией.

Основные признаки и симптомы компьютерной зависимости следующие:
• стремление проводить за компьютером все свободное время;
            • стремление проводить за компьютером все свободное время;
            • стремление проводить за компьютером все свободное время;
            • раздражительность и злость при попытке отвлечь от компьютера;
            • раздражительность и злость при попытке отвлечь от компьютера;
            • раздражительность и злость при попытке отвлечь от компьютера;
            • сужение круга интересов до предмета своей зависимости.

Важно понимать, что именно привлекает ребёнка в данной конкретной игре. Перефразируя известную поговорку, можно сказать так: скажи мне, в какую игру играет ребёнок, и я скажу тебе, чего не хватает ему в реальной жизни. Например, игра в танки может привлекать возможностью победить противника, а может давать ощущение собственной мощи и силы.

Если это игры в сети, где участвуют одноклассники, то это говорит о недостатке общения. Что делать?Запустить процесс освоения детьми настольных игр. Периодически организовывать ребёнку и компании туристические походы, выезды на квесты или лазертаги, отправлять в летние лагеря с тематикой, близкой его интересам, инициировать общение в реальности.

Если в играх ребёнку особенно нравится организовывать пространства, строить города, распределять ресурсы, то в виртуальном мире реализуется чувство компетентности и уверенности в своих силах. Что делать? Обратить внимание, какие решения ребёнок в реальной жизни принимает самостоятельно. На что он может влиять, где чувствует себя компетентным? И если таких зон очень мало, попробуйте хоть в чём-то перекладывать ответственность на него. Ребенку требуется больше самостоятельности.

Если больше всего игрока вдохновляет процесс отрубания чьих-то голов, стрельба в чьи-то тела или разрушение чего-либо, то это – поиск пути сброса накопившегося раздражения. Что делать?Напряжение можно снять, побив подушку или боксёрскую грушу. Ведь компьютерные драки и убийства не приводят к разрядке. Наоборот, в мышцах скапливается ещё больше напряжения от прожитых глазами, но физически не совершённых действий. После физической разрядки можно перейти к обсуждению проблемы или конфликта.

Если ребёнок раскрашивает картинки, печёт пироги, выращивает овощи или цветы на огороде, создаёт керамические горшки, то это говорит о нереализованной потребности в создании чего-либо своими руками. Что делать? Важно поддержать ребёнка в его начинаниях. Помочь в реальной жизни найти возможность заниматься творчеством. Записаться на курсы, где ребенок научится определенному мастерству.

Методы избавления от компьютерной зависимости

  1. Наладить теплые доверительные отношения с ребенком.Как правило, компьютерной зависимости подвержены в первую очередь те дети и подростки, которые недополучают родительской любви и чувствуют себя несчастными в реальном мире.Игра для них – это побег из реального мира с его проблемами в виртуальный, где несколькими нажатиями клавиш можно решить любые сложности и расправиться с врагом. Поэтому родителям очень важно «достучаться» до своего ребенка, убедить его в своей любви и поддержке и научить решать конфликты и получать удовольствие от общения с близкими и друзьями, а не убегать в виртуальную реальность.
            2. Обеспечить  ребенку  яркие  эмоции  и впечатления,  которые никак не будут связаны с компьютерными играми. Практиковать активный отдых, по возможности ходить в походы и устраивать пикники. Записать ребенка на какую-либо интересную для него секцию или кружок. Вместе участвовать в культурных и развлекательных мероприятиях. Организовать подростку интересное времяпровождение – это прямая обязанность родителей, которые хотят помочь своему ребенку избавиться от зависимости.
    реальность.
    3. По максимуму загрузить подростка делами, чтобы ему было чем занять себя в часы, ранее отводящиеся на компьютерные игры.
     Если запретить ребенку сидеть за компьютером и предоставить его самому себе, то рано или поздно он найдет новую возможность играть – пойдет в интернет-кафе, напросится в гости к другому геймеру и др. Необходимо чтобы у ребенка были обязанности по дому. Активная помощь в хозяйстве – необходимое условие правильного воспитания.
    реальность.
    4. Поощрять интересы и стремления ребенка, не связанные с компьютерными играми. Если ребенок интересуется чем-либо (музыкой, конструированием, рукоделием, туристическими походами и др.), родителям нужно поддерживать его стремление заниматься хобби и создавать все условия, чтобы он мог развивать свои способности.
    реальность.
    5. Ограничить время, которое подросток проводит за компьютером. Сделать это можно либо посредством запретов и контроля, либо с помощью множества программ, позволяющих установить «родительский контроль» за пользованием ПК и отключающих доступ к интернету по истечении отведенного родителями времени.

Цель всех этих методов проста – научить подростка радоваться жизни и ощущать счастье не только во время выигрышей и достижений в игре, но и в процессе реальной жизни. Давайте попробуем разговаривать с нашими детьми об их переживаниях в этой компьютерной реальности, столь чуждой для многих родителей, но ставшей важной частью жизни детей. Ведь разгадав причины, манящие их туда, мы можем помочь реализации их потребностей в реальном мире. Тогда компьютерная игра станет всего лишь одним из способов проведения свободного времени и перестанет быть порталом в страну исполнения несбыточных желаний.

Интернет-ресурсы:

  • http://www.za-partoi.ru/vo-chto-igrayut.html
  • http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/seti-virtualnoy-pautiny-kak-opredelit-i-likvidirovat-zavisimost-ot-kompyuternyh-igr
  • http://www.za-partoi.ru/vo-chto-igrayut.html

Ведущий специалист, методист отдела повышения квалификации И.В. Мальцева