КОМПЛЕКС «ГАДКОГО УТЕНКА», КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ С НИМ СПРАВИТЬСЯ

Подростковая психика очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище ребенок реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек, который имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и убедиться в том, что оно вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверным характером обидчика. Подростки не могут разумно отреагировать на событие, ранящее самолюбие, так как все эмоциональные реакции ещё недостаточно зрелые, поэтому пренебрежение и насмешки окружающих их очень ранят.

Для сегодняшних подростков, которые растут среди засилья гламурных красавиц и атлетически сложенных идолов, внешность зачастую – основной «капитал». Дети, подражая взрослым, создают в воображении завышенный эталон красоты и с присущим их возрасту максимализмом считают, что всё, что этому идеалу не соответствует, уродливо. Ну а собственные недостатки кажутся подросткам катастрофическими! Их не успокаивают заверения, что это пройдет. Ведь страдают они сейчас!

В первую очередь родителям важно оценить, а существует ли проблема в действительности. Прислушайтесь к подростку, ответьте участием и заботой на его жалобы и проблемы.

С чего начать? Обратите внимание, как вы общаетесь с любимым чадом. Не делаете ли обидных замечаний по поводу его внешности, не посмеиваетесь ли над ним.

Недостаток похвалы и повышенная критика со стороны родителей способствуют формированию у ребенка чувства собственного несовершенства и неуверенности. Вырабатывается заниженная самооценка. Для того чтобы ребенок имел высокую самооценку, рос общительным, открытым всему новому, смело решающим возникающие проблемы, нужно, чтобы его любили и поддерживали. Хвалите чаще, но по делу. Не забывайте, что доброе слово творит настоящие чудеса. А если нет причины? Найдите ее. Создайте ситуацию успеха, чтобы иметь возможность обратить внимание на достижения любимого чада.

Не нужно утешать ребенка и тем, что пластическая хирургия творит чудеса. Обещая хирургическое вмешательство, вы соглашаетесь с утверждением подростка, что он уродлив и ему нужна операция. Будучи близким человеком, вы подтверждаете самые худшие страхи. Точно так же вредно отмахиваться от забот подростка общими фразами вроде: «Внешность не главное». Как же правильно реагировать? Любить! Каждый человек мечтает, чтобы его любили. Не за ум, богатство, красоту, а просто так, ни за что, со всеми достоинствами и недостатками. Ребенок тоже хочет быть любимым не за отличную учебу, прилежание, хорошее поведение или красоту. Разве любовь можно заработать?

Следующий уровень помощи – позволить подростку увидеть себя более привлекательным. Ни при каких обстоятельствах не указывайте на недостатки внешности подростка. Напротив, концентрируйте внимание на позитивных качествах. Комплексы возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит ему ободряющих слов, которые могли бы придать уверенности в себе.

В этот сложный период подростки часто говорят: «Зачем ты родила меня такой уродиной?» – это не просто вопль о помощи. Попутно это еще и желание взвалить на вас чувство вины, ведь виноватыми родителями легче управлять. Единственный верный ответ на эту тираду таков: «Я счастлива, что родила тебя. Ты лучшее, что у меня есть». И перечислите детально все хорошие черты ребенка – внутренние и внешние.

Наполните будни ребенка заботой о тех, кто в ней нуждается: растениях, животных, престарелых соседях. Эти конструктивные занятия помогут подростку почувствовать себя нужным, переключить внимание с веса или длины его носа на что-то важное и интересное.

Помогите детям справиться с комплексом.

  • Обсуждая с ребенком фильмы, говорите о мастерстве актеров, а не об их внешности.
  • Читая журналы, расскажите о работе фотографов, которые маскируют все несовершенства моделей. Дети должны знать, что внешность каждого человека имеет свои изъяны.
  • Научите детей относиться к людям, которые чем-то отличаются от остальных, без недоверия или брезгливости.
  • Разговаривая при ребенке о знакомых, делайте упор на их позитивные человеческие качества, а не на внешние данные.
  • Старайтесь не делать негативных замечаний по поводу чьей-либо внешности (своей, знакомых и ребенка в том числе).

Хвалите, поддерживайте морально, выслушивайте, помогайте своим девчонкам и мальчишкам быть «красивыми». Создавайте теплую, дружескую обстановку в семье. Важно, чтобы на протяжении всего периода взросления родители являлись для ребёнка самыми значимыми людьми, выступающими в разных ролях: как источник эмоциональной поддержки и жизненного опыта; как «высшая власть»; как пример для подражания.