В семейных взаимоотношениях особое значение приобретает то, насколько членысемьи – родители и дети – обладают эмоциональной отзывчивостью на неблагополучие других людей. Поэтому нормальное проявление чувства эмпатии или сопереживания встречается у тех детей, родители которых обладают развитым чувством сострадания, соучастия и отзывчивости. Эмпатия наиболее успешно формируется у детей, выросших в семьях, где они сами получали максимум доверия, любви и теплоты.
Эмоциональный интеллект – это способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, для того чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный тон в отношениях.
Существует великое множество эмоций: злость, печаль, радость, страх, удивление, отвращение и т.д. Родители часто обращают внимание на одни эмоции своих детей и игнорируют другие. Следовательно, дети могут научиться подавлять одни чувства и излишне проявлять другие.
Родителям необходимо помочь ребенку пережить его разочарование или боль, чтобы он мог сам найти решение, а не предлагать ему готовое. Когда он выражает свои чувства по поводу чего-либо, родители должны слушать и понимать ребенка, а не переходить сразу к решению проблемы.
Как нужно говорить с ребенком.
Понимание чувств ребенка и размышление над ними совсем не означает, что вы согласны с ними и одобряете их. Ваши выдержка и доброжелательность успокаивают его и дают понять, что есть выход из любой ситуации.
Используйте моменты, когда ребенок выражает ту или иную эмоцию, чтобы учить его всему тому, что касается проявления этой эмоции. Например:
- «Ты сейчас огорчен, что мы опоздали на игру?»
- «Ты удивился, узнав, что к нам приезжает бабушка?»
- «Ты обрадовался, когда твоя команда выиграла матч?»
- «В последний раз ты очень разозлился, что домашнее задание заняло у тебя так много времени? В этот раз ты решил, что злиться не стоит, и выполнил его гораздо быстрее. Держу пари, теперь ты доволен собой».
Используйте также моменты, когда другие дети или животные выражают какие-то эмоции, чтобы объяснить своим детям, что это означает. Так ваш ребенок может практиковаться в сопереживании. Например:
- «Щенок все время скулит, когда мы покидаем его. Как ты думаешь, что он чувствует?»
- «Собака виляет хвостом, когда видит своего хозяина. Как ты думаешь, что она чувствует?»
- «Вот ребенок, который стукнулся и рассыпал бейсбольные шары. Теперь он ходит с поникшей головой. Как ты думаешь, что он чувствует?»
- «Ты только что сказал, что испугался. Что это за чувство?»
- «После того как ты много потрудился над уроками, ты жаловался на то, что у тебя болит живот. Иногда боль в животе бывает признаком того, что человек нервничает. А ты как?»
- «Что тебе должны сказать люди, чтобы заставить тебя испытать гнев (печаль, радость, отвращение, беспокойство)? Какие ощущения в теле у тебя возникают, когда ты чувствуешь какую-либо из этих эмоций?»
Поощряйте и хвалите ребенка за точное определение эмоций, а также хвалите его за проявленное сопереживание. «Ты дала ей поиграть своей куклой, потому что видела, что она грустит. Это очень хорошо с твоей стороны».
Воспитание эмпатии у ребенка может оказать ему неоценимую помощь в умении общаться, выстраивать правильные взаимоотношения, стойко переносить взлеты и падения, быть отзывчивым и сострадательным, способным пожертвовать своими интересами ради благополучия других членов семьи.
Подготовлено по материалам сайтов:
- http://psylist.net/pedagog/00033.htm
- http://roju.ru/vospitanie-doshkolnika-3-7-let/270-empatiya-rebenka-i-vospitanie.html