ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Гендерное воспитание ребенка-инвалида должно начинаться с первых месяцев его жизни, так как данная область воспитания – важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания. Ведущая роль в гендерном воспитании детей-инвалидов принадлежит семье.

Перед родителями стоит важная задача – сформировать у ребенка устойчивое понятие своего пола: Я – девочка, Я – мальчик. Беседуя с ребенком о содержании понятий «мальчик» и «девочка», обогащая его знания о своей семье, о семейных реликвиях и традициях, родители закладывают основы будущих социальных и гендерных ролей.

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей-инвалидов оказывают произведения устного народного творчества – фольклор. Знакомство с песнями, загадками, сказками, притчами, пословицами, поговорками, баснями – обогащает чувства и речь девочек и мальчиков, формирует правильное отношение к окружающему миру и друг к другу, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и формировании половой идентификации. С помощью загадок, родители,в интересной и увлекательной форме, могут познакомить детей с отличительными особенностями мужчин и женщин, предметами обихода, одежды и профессиями. Любимые герои сказок, стихов могут стать для мальчиков образцом ума, а для девочек – примером верности, трудолюбия и любви. Поэтому родителям, читая художественные произведения, нужно обращать внимание детей на положительные черты характеров героев, свойственные представителям разных полов. А когда мать укачивает своего малыша, в колыбельной песне она должна обращаться непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…Баю-баюшки-бай-бай!», «Поди, бука, под сарай, мого Ваню не пугай…», «Прийди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…», «Спи, доченька маленькая…».
Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности детей-инвалидов, является создание предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек, где дети общаются, играют, трудятся и обучаются вместе. Используя сюжетно-ролевые игры и занятия по теме «Семья», беседы с использованием иллюстраций детской художественной литературы, дидактические игры: «Кто чем любит заниматься?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку», а также изготавливая подарки к праздникам «Для мамы» и «Для папы» – родители обучают половой принадлежности ребенка приобретающего начальные качества мужественности и женственности. У него развивается положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и интересы.

Уважаемые родители!

Для того чтобы понять, как ощущает себя ребенок в семье и к кому из членов семьи он чувствует себя ближе, предлагаем вам пройти тест “Ладошки” (методика “Ладошка” по В. Ю. Питюкову). Для проведения теста вам потребуется: альбомный лист бумаги и цветные карандаши.

1. Обведите на листе бумаги кисть руки с расставленными пальцами.

2. “Расположите” на пальчиках себя и членов своей семьи.

3. Сравните рисунок ребенка со своим. Совпадает?

4. Сделайте самоанализ рисунка, может, стоит задуматься о вашем отношении к ребенку и изменить его к лучшему.

Подготовлено по материалам сайтов:

  1. http://uotulambdou155.ru
  2. http://www.ivalex.vistcom.ru
  3. http://www.maam.ru

Мальцева И. В., ведущий специалист,

методист отдела организации работы

по реабилитации инвалидов