ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст – это особый и очень важный период в жизни ребенка. Малыш учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами.

  В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста проявляются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика: ребенок взаимодействует с предметами (переворачивает, бросает их, старается все ощупать и попробовать на вкус). Появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием. Однако если ребенок от рождения имеет ограниченные возможности здоровья или инвалидность – все это становится недоступным для него.

         В последние годы участились случаи рождения слепых или слабовидящих детей (около 8 % от общего количества новорожденных). Семьи с такими детьми особенно нуждаются в психологическом сопровождении и поддержке специалистов, обучении навыкам общения. Работу с родителями необходимо начинать сразу, как только у ребенка выявляется патология. И здесь огромное значение имеет обучение матери приемам взаимодействия с малышом, ее психологический настрой и поддержка, так как именно мама в первые годы жизни ребенка является его проводником в окружающем мире.

         Слепой малыш не имеет возможности следить за действиями матери в отдалении, разделять с ней зрительное внимание к объектам, привлекать ее внимание к окружающим предметам. Он может только дать знать, что его комфорт нарушен. Но как развивать такого ребенка, как достигать положительных результатов в обучении малышей с ограничениями здоровья?

Рекомендации родителям по развитию и адаптации слепого ребенка

 

  •        Ориентировать ребенка в окружающем его пространстве. Задача мамы – стать первым «неисчезаемым объектом», так как у слепых детей все предметы появляются из ниоткуда и исчезают в никуда. Всякий раз, заходя в комнату ребенка, мама должна приветствовать малыша и представлять себя. Независимо от того, поворачивает ребенок к ней голову или нет, комментировать свои и совместные действия и информировать ребенка о своих и совместных планах.
  •     Организовывать окружающую ребенка среду так, чтобы пространство и время несли для него неизменную смысловую нагрузку. Вещи в пространстве на одних и тех же местах, одни и те же действия имеют постоянную пространственную привязанность. Когда мама будет подходить к одной и той же стороне кроватки, ребенок будет ожидать ее именно с той стороны. Игрушки следует располагать в том месте, где их всегда можно найти. Кормить ребенка, слушать с ним радио, играть необходимо в одних и тех же местах квартиры. После исследования пространства квартиры, можно исследовать внешнее пространство, так же озвучивая все, что окружает ребенка. Не беда, что малыш не может повторить за мамой названий предметов, он их запоминает, затем сможет использовать в совместной деятельности.
  •    Побуждать детей двигаться в пространстве. Игра типа «прятки», стимулирует ребенка, находящегося в кроватке, двигаться на голос матери, меняя направление. Передвигаясь с ребенком по квартире, маме следует говорить, откуда и куда они идут. Благодаря этому малыш будет отмечать характерные особенности пространственных локусов (место расположений): по шуму воды и прохладному полу, по ковру и звукам из окна, по запахам и теплу от плиты.
  • Соблюдать строгий режим дня. Необходимо, чтобы ребенок просыпался, ел, купался, занимался тактильным исследованием домашней обстановки, предметов, построением диалогов, в одно и то же время. Тогда возникающие ожидания ребенка будут оправдываться, мир станет более определенным, у малыша снизится уровень базовой тревоги.
  • Стимулировать самостоятельную и исследовательскую активность ребенка. Задача мамы – проявлять максимум активности, но не подавлять ее у ребенка, побуждать его двигаться (переворачиваться, ползти, вставать, ходить и т.д.), стимулировать голосом, или звуком любимых игрушек и т.д.
  • Развивать двигательную активность ребенка, заниматься с ним физическими упражнениями. Не следует потакать привязанности к одним и тем же игрушкам и занятиям, которая часто проявляется у детей с нарушениями зрения. Нужно демонстрировать новые игрушки, подкрепляя интерес ребенка собственным интересом к ним. После того, как ребенок начнет ходить, давать ему поручения, которые будут способствовать его передвижениям по квартире.
  • Развивать слуховое и тактильное восприятие. У детей с нарушениями зрения на первых этапах возникают сложности с анализом звуковой и тактильной информации. Ребенка не должно окружать многообразие звуков, в которых трудно разобраться. В то же время, необходимо планомерно обращать внимание ребенка на разные звуки в окружающей среде: тиканье часов, дверной звонок, шум воды, пыхтение чайника, звук радио и т.д. С самого раннего возраста нужно учить ребенка ориентироваться на звуки в пространстве, двигаться за звуком, за голосом мамы, меняя направления вслед за источником звука. Особое внимание уделить тренировке поиска «замолчавшего объекта». Звонить погремушкой до того момента, как положить ее на стол перед ребенком, подбадривая его, чтобы он ее нашел и взял. Развитию звукового восприятия способствуют и занятия музыкой, пением, танцами.
  • Развивать тактильное восприятие и обучать прослеживающим движениям руки. Расслабляя ладонь ребенка, передвигать ее вдоль разных предметов, обращать внимание на разные поверхности: гладкие, шершавые, ворсистые, необходимо связывать качество этих поверхностей с предметами.
  • Формировать ментальные репрезентации. Объекты окружающего мира для детей с грубыми нарушениями зрения часто представлены фрагментарно, и это не позволяет сформировать у них полные и устойчивые ментальные представления об этих объектах. В понимании формы помощь оказывают занятия лепкой. Начинать эти занятия нужно рано — в 2–3 года. Рисование также доступно слепым и слабовидящим малышам. Эти занятия помогут развить прослеживающие движения ребенка и сформировать более точные представления о форме.
  • Заниматься развитием речи. Нужно постоянно стимулировать имитационную активность ребенка, подбадривая его словами: «скажи, как мама»; «подними руки вверх, как мама» (ребенок не видит маму, но будет уверен, что он повторяет за ней); «подметай, как мама»; «повторяй за мной» и т.д. Большое внимание уделять жестовой активности. Во-первых, развивать пространственные указания: «Покажи рукой, где стоит радио, где окно, дверь и т.д.». Во-вторых, стимулировать развитие коммуникаций через жесты: «Покажи мне, какая у тебя игрушка, мне интересно, и т.д.». В третьих, развивать конвенциональные жесты и просить ребенка делать благодарственный наклон головы, когда ему что-нибудь дают, делать прощальный взмах рукой, когда он прощается и т.д. Для детей с нарушениями зрения большое значение имеет и сама речь взрослых. Она должна быть медленной, ясной и отчетливой. Это поможет ребенку быстрее дифференцировать слова и запоминать их.

         Применение родителями рекомендаций поможет слепому ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, чувствовать себя уверенно и комфортно, быстрее развиваться и познавать мир.

 

Использованный источник:

Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста /Под. ред. Г.П. Коваленко.- М., 2003.

И.Ю. Андросова, ведущий специалист, методист

отдела организации работы по реабилитации инвалидов