СТРАХИ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

Развитие синдрома раннего детского аутизма (или РДА) может начинаться у детей в возрасте от рождения до 3 лет. Именно в этот период жизни ребенка страх является одной из наиболее выраженных проблем.

При разных вариантах детского аутизма проблема страхов проявляется по-разному: полное отсутствие чувства реальной опасности и чрезмерная осторожность, постоянная тревожность и фиксация отдельных страхов, паническая реакция на пугающий объект или ситуацию, особое влечение к «страшному». По классификации О.С. Никольской выделяют четыре группы поведения детей с синдромом РДА.

1 группа РДА

         В поведении детей первой группы иногда достаточно трудно распознать признаки испуга. Часто родители таких детей уверены, что они вообще ничего не боятся, не видят, не понимают реальной опасности. У ребенка отсутствует страх высоты, глубины, темноты, у него не выражена реакция на боль и т. д. Они не допускают переживания страха, реагируя уходом на любое воздействие. Чаще всего ребенок передвигается в окружающем пространстве, не столько стремясь получить положительные впечатления, сколько избегая отрицательных. Такой ребенок бродит по комнате, как бы отшатываясь на ходу то от одного, то от другого предмета, ни на чем долго не задерживаясь. Некоторые внешние проявления дискомфорта могут выражаться в усилении двигательных стереотипий. Свести эти реакции к минимуму можно, специально организуя сенсорное поле для создания ребенку психического комфорта, исключая предметы, вызывающие испуг.

 

2 группа РДА

Для данной группы детей характерна сверхчувствительность, чрезмерная осторожность и брезгливость: ребенок не хочет вылезать из коляски, не решается наступить на снег, не пытается копаться в песке и залезать в лужи; может бояться неожиданных обрывов в пространстве, ступеньки лестницы и отверстия люка. Страх могут вызывать перемены места жительства, переезд на дачу и обратно, выход мамы на работу, перестановка мебели в комнате или приход в дом гостей.

Родители не всегда способны определить конкретную причину страха, но замечают, что ребенок встревожен или испуган. У детей второй группы реакция страха крайне дезорганизует поведение, затрудняет возможность контакта с ними, ограничивает их взаимодействие с окружающим миром. Поэтому необходимо, с одной стороны, соблюдать условия, обеспечивающие снижение уровня тревоги и профилактику возникновения новых страхов, с другой – осторожно работать с нейтрализацией уже нажитых страхов.

Уменьшение тревоги наблюдается при предсказуемости ситуации, в которой находится ребенок, при ограничении ее развития, введения в нее новых деталей, т. е. при ее достаточном упрощении.

Очень часто положительный эффект наблюдается при «подключении» взрослого к формам аутостимуляции ребенка. Так, можно, например, пытаться подстроиться к стереотипным действиям ребенка, обыгрывая их как стук колес поезда и приговаривая при этом («Из-да-лека, из-да-лека спешим, спешим…») или начать ритмично подпевать в такт его раскачиваниям («По морям – по волнам…»). Почти всегда ребенок с удовольствием принимает такое «присоединение» взрослого.

Для выявления конкретных страхов, в игре создается ситуация «острой безопасности». Для этого взрослый с ребенком прячутся под стол, под одеяло, в игровой домик, т. е. в безопасное укрытие. Взрослый может уговорить ребенка взглянуть в окно на разбушевавшуюся стихию или даже выскочить на секунду под «дождь и ветер», чтобы затем немедленно вернуться в теплое и надежное укрытие.

Появление у аутичного ребенка коротких агрессивных действий означает, что у него начинает формироваться в зачаточном виде механизм преодоления страха. Ребенок может с силой бросить игрушечного волка, наступить на вентиляционную решетку. В таких случаях необходимо поддержать ребенка, заражая его своей спокойной интонацией, подчеркивая незначительность пугающего предмета или ситуации. В подобных ситуациях нельзя пытаться разъяснять, чего он испугался, говорить: «Не бойся!», потому что это может лишь обострить страх.

 

3 группа РДА

Пугающие объекты у детей с третьей группой РДА совершенно явны. Такой ребенок постоянно говорит о них, включает их в свои фантазии, тянется к тому, чего боится. Например, постоянно требует еще и еще раз прокатиться на лифте, любит размазывать темные краски, лезет к огню, находит пауков.

Достаточно часто влечение к страшному, неприятному проявляется в стремлении ребенка спровоцировать родителей на отрицательную аффективную реакцию: крик, слезы, угрозу наказания. Единственным способом решения этой проблемы является неподкрепление провокаций ребенка.

Основная задача коррекционной работы с данной группой детей сводится к формированию механизма преодоления страшного.

Для этого необходимо насытить игру ребенка простыми аффективными действиями: дать ему поиграть с водой и красками, повозить игрушечный поезд, постучать по ксилофону или клавишам пианино, попускать мыльные пузыри. Мелкие предметы, используемые в игре (мозаика, кубики, детали конструктора), возня с водой часто провоцируют агрессию, когда ребенок начинает все разбрасывать, рассыпать, расплескивать воду, размазывать краски. При этом необходимо не накладывать запрет на подобные действия (как того ожидает ребенок), а пытаться придать им положительный смысл (комментировать как игру в «салют», «водопад», «плескание рыбы в воде» и т. п.).

Полезно задействовать в игре объект страха. Например: «Почему это волк так громко рычит? Наверное, у него болят зубы. Надо срочно лечить» – и организовать «лечение» по всем правилам: надеть белый халат, обсудить с ребенком, какие нужны инструменты, на ходу сделать все необходимое (собрать из конструктора бормашину, приготовить из пластилина пломбы и т. д.).

Присутствие в игре пугающих объектов или ситуации запускает стремление к преодолению, создавая и поддерживая таким образом у ребенка напряжение, необходимое для организации его активности.

4 группа РДА

У детей четвертой группы часто возникает страх неожиданно громкого звука (грохот лифта, лай собаки), высоты, глубины, резкого движения по направлению к себе. Наблюдается склонность к заражению маминым опасением, выраженная боязнь неуспешности. Такой ребенок крайне эмоционально зависим от матери, он легко заражается ее тревогой. Ребенок боится сделать что-то не так, оказаться плохим, несостоятельным, не оправдать ожиданий мамы.

Ребенок отчаянно сопротивляется новизне, изменению, требует сохранения постоянства, не решается экспериментировать, исследовать, не становится любопытным. Такого ребенка спасает только тесная эмоциональная связь с матерью, которая поддержит, подбодрит, лишний раз похвалит.

Для того чтобы сформировать у детей механизм преодоления страха, полезно играть в такие игры, где ребенок может принять на себя героическую роль в борьбе с опасностями. Можно качать ребенка на качелях, кружить его на руках («тренировка для космонавта»); провоцировать на прыжки с небольшой высоты, на залезание на лесенку; на агрессивные действия, необходимые «будущему герою» (порычать, «как лев», метко пострелять, пощелкать кнутом, «как смелый дрессировщик»). При этом очень важно вовремя переключать внимание ребенка на какой-то другой, достаточно яркий поворот сюжета. В нем может уже заключаться элемент преодоления – сначала игры с быстрым разрешением напряженной ситуации (например, провести игрушечный поезд через «темный тоннель»).

Эффективным является проговаривание и прорисовывание историй о самом ребенке, в которых он предстает «помощником», «совсем большим мальчиком», «смельчаком», «защитником», «героем» и т. п.

Таким образом, повышая тонус ребенка, осторожно стимулируя стремление к преодолению, можно научить его самостоятельно справляться со своими страхами.

Используемые источники:

  1. Баенская Е. Р. Страхи у детей с аутизмом / Е.Р. Баенская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013 – №7. – С.26-32.
  2. Баенская Е. Р., Приемы психологической коррекционной помощи в преодолении страхов у детей с аутизмом / Е.Р. Баенская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014 – №2. – С.11-19.
  3. Лебединский В. В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский. – М.: Альфа, 1990.
  4. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2007.
  5. http://outfund.ru

 

Л.А. Васильева, ведущий специалист, методист

отдела организации работы по реабилитации инвалидов