ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Ученые разных направлений, психологи, педагоги, социологи сходятся в том, что одним из основных средовых факторов, определяющих развитие способностей ребенка, является семья.

         Влияние семьи отличается особой продолжительностью во времени. Дома ребёнок проводит примерно две трети своего времени. Здесь он играет, читает, готовит уроки, включается в бытовой труд, отдыхает, слушает радио, смотрит телевизор, обменивается своими впечатлениями с близкими, делится с ними своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются на всю жизнь.

В семьях, где дети отличаются развитыми творческими способностями, можно увидеть, что взрослые обычно не проявляют авторитарности и чрезмерной опеки. Чаще всего родители таких детей поощряют их непосредственность и уверенность в себе. В семье ценится чувство ответственности. Следовательно, можно говорить о том, что уважение к личности, тактичное направление поступков ребенка с помощью бесед и разъяснений, а также предоставление ему достаточной самостоятельности стимулирует развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей.

В развитии ребенка большое значение имеет и жизненная позиция самих родителей. Положительное, активное отношение к жизни, открытость миру этому способствует.

Для стимулирования детского творчества родителям рекомендуется внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем он предпочитает заниматься. Нет ничего хуже родительской фразы: «Ты задаешь слишком много вопросов!». Ещё важно не делать излишнего акцента на учебных занятиях в детском саду, так как учебные программы скорее сужают мышление ребёнка, чем расширяют его.

Ряд исследователей отмечают положительную роль родителя противоположного пола в развитии креативности ребенка. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих дочерей в кружках, секциях, объединениях, гораздо больше шансов помочь и раскрыть творческий потенциал. Матери, занятые творческой деятельностью или деловой карьерой, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость. Таким образом, стремление взрослых развить в ребенке творческие способности и продуктивность эффективно тогда, когда в их собственной жизни есть место творчеству, интересам, увлечениям.

Используемые источники:

 

Е.П. Козлова, ведущий специалист, методист отдела организации работы

по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.