ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТРОПЕ ЗДОРОВЬЯ

Купить можно много: игрушку, компьютер,
Смешного бульдога, стремительный скутер,
Коралловый остров (хоть это и сложно),
Но только здоровье купить невозможно.
Оно нам по жизни всегда пригодится.
Заботливо надо к нему относиться!
А. Гришин

Формирование первоначальных навыков здорового образа жизни способствует сохранению здоровья детей. Если ваш ребёнок старший дошкольник или первоклассник – соблюдение следующих рекомендаций поможет гармоничному формированию личности. Если ваш ребёнок старше – немного скорректируйте нижеперечисленные рекомендации.

Режим дня

1. Правильная организация труда и отдыха поможет успешно справиться с любой задачей, позволит предупредить утомление и раздражительность. Помните, что школьнику необходимо не менее восьми часов сна.
2. Вместе с ребёнком составьте режим дня таким образом, чтобы выполнение домашних заданий не было в тягость, учитывайте его индивидуальные особенности. Выполнение домашнего задания следует начинать с урока, который является для ребёнка лёгким. Желательно начинать и заканчивать делать уроки с устных предметов.
3. После выполнения каждого урока необходим отдых, в течение которого требуется двигательная активность.

 

Нагрузка на зрение

1. Позаботьтесь о том, чтобы ребёнок правильно сидел за столом. Расстояние от книги, тетради до глаз должно быть не менее чем расстояние от локтя до ладони руки.
2. Ребёнок не должен долго смотреть телевизор или находиться за компьютером (более 20 – 45 минут). В начале каждой недели выбирайте с ребёнком передачу, которую он посмотрит. Это будет способствовать не только профилактике заболеваний зрения, но и сформирует волевые привычки.
3. Научите ребёнка гимнастике для глаз.

Осанка 

1. Следите за тем, чтобы ребёнок ровно сидел за столом, выполняя домашнее задание,

играя за компьютером. Расстояние от стола до груди должно быть размером с кулак ребёнка.
2. Лучше, если ребёнок ходит в школу не с сумкой, а с ранцем. Портфель за спиной позволяет держать спину прямой и способствует формированию правильной осанки.

Правильное питание 

Одним из самых главных факторов защиты и формирования здоровья каждого человека является питание.
1. Общие рецепты для детей дошкольного и младшего школьного возраста могут содержать разнообразные компоненты, виды блюд, но они не должны исключать обязательных ингредиентов. Для того, чтобы здоровое питание ребёнка (особенно дошкольника) стало реальностью, а не простым намерением родителей, из рациона питания малыша важно исключить любые кислые, излишне соленые, острые и слишком сладкие блюда. Ведь они могут негативно повлиять на печень. Упор же следует сделать на овощи и фрукты, в них содержится много необходимых для здоровья витаминов, особенно в тыкве или моркови.
2. Из меню нужно исключить все жареные блюда, чипсы, жвачки и тому подобное.
3. Настоящим кладезем витаминов являются детские салаты. Готовьте их чаще!

Свежий воздух

Регулярный недостаток свежего воздуха не только вредит физическому здоровью, но и снижает эффективность деятельности.
Чаще бывайте за городом, в парке, у реки не только летом, но и зимой!

Личная гигиена

Ежедневная чистка зубов утром и вечером, уход за кожей и лицом при помощи тёплой воды – всё это поможет ребёнку не только опрятно выглядеть, но и быть здоровым. Необходимо проводить беседы с детьми о гигиене, в

 

частности рассказать, как важно

мыть руки с мылом каждый раз после посещения туалета, улицы, игр с домашними

животными и т. д., ведь именно так можно избежать инфекций и многих неприятных заболеваний.
Совершая нехитрые гигиенические процедуры ежедневно, ребёнок значительно отдаляет от себя риск возникновения многих заболеваний и других проблем, мешающих ему считать себя полностью здоровым человеком. Постарайтесь это ему объяснить (можно в игровой форме), тогда вам не придётся контролировать своё чадо и стоять у него «над душой» во время умывания. Ребёнок и сам будет заинтересован в постоянном соблюдении чистоты.

Двигательная активность

Движение – естественная биологическая потребность ребёнка.
Природа позаботилась о механизме, стимулирующем его двигательную активность. Это так называемое чувство мышечной радости: двигаясь, занимаясь физическими упражнениями, он испытывает удовольствие от мышечных ощущений. Посмотрите на ребёнка, осваивающего лесенку или залезающего на горку: он весь светится радостью, уверен в себе. А ведь положительные эмоции, ровный, жизнерадостный настрой – показатель его хорошего самочувствия и обязательное условие укрепления здоровья.
Если же двигательная активность ограничена, могут появиться избыточный вес, заболевания сердечно-сосудистой системы и др. Такие дети с трудом справляются с физическими и умственными нагрузками, у них плохая координация движений, концентрация внимания, часто меняется настроение, и они плохо ладят с другими детьми. Запомните: длительное ограничение двигательной активности может даже привести к нарушениям координации.

А знаете ли вы, что физические упражнения способствуют развитию у детей памяти, речи, техники чтения, письма. В процессе решения задач они непосредственно повышают результаты их выполнения более чем у половины детей, а предварительная тренировка пальцев рук – скорость решения задач у всех детей. Отсюда следует вывод: движения важны для умственного развития. Не усиленные занятия по тому или иному разделу позволят достигнуть желаемого результата, а физические упражнения, развивающие быстроту, силу, ловкость.

Выявление заболеваний и психоэмоциональных срывов 

1. Если вы замечаете, что ваш ребёнок в кругу своих сверстников отличается неловкостью движений, плохой речью, если у него бывают обмороки, головокружения, головные боли, рвота, его укачивает в транспорте,необходимо проконсультировать ребёнка у невропатолога.
2. Обратите внимание на поведение ребёнка: чрезмерная подвижность, гипервозбудимость или, наоборот, вялость, утомляемость, плаксивость, страхи, нарушенный сон, навязчивые движения – это наиболее распространённые симптомы психического напряжения ещё слабой нервной системы ребёнка. При появлении этих признаков обязательно следует показать ребёнка детскому психиатру.
3. Ваш ребёнок часто переспрашивает или не всегда реагирует на обращённую к нему речь, у него бывают частые ангины, потеря голоса, кашель, постоянный насморк, если ребёнок спит с открытым ртом, храпит во сне, гнусавит при разговоре – проконсультируйте ребёнка у ЛОР-врача (отоларинголога).
4. Если у ребёнка плохой аппетит, часто возникает тошнота, рвота, нарушения стула (запор, жидкий стул), боли в животе (до еды, после еды), следует обратиться за квалифицированной помощью к врачу-гастроэнтерологу.
5. Обращение за консультацией врача-аллерголога необходимо в тех случаях, если в дошкольном периоде у ребёнка возникает реакция (сыпь, отёк, затруднённое дыхание, внезапный насморк, чихание) на какую-то пищу, запахи, пыльцу цветов, лекарства, прививки.
6. Воспаление кожи на разных участках тела (чаще на руках и ногах), сопровождающееся покраснением, зудом, шелушением, – возможно, это признаки хронического дерматита или экземы, вылечить которые поможет врач-дерматолог. К дерматологу следует обращаться при любых видимых изменениях состояния кожных покровов, ногтей, волос.
7. Если вы замечаете, что ребёнок сощуривает веки, когда рассматривает отдаленные предметы, или низко наклоняется над листом альбома, книги, близко садится к экрану телевизора, если он издалека (с расстояния 5 метров) не различает мелкие (до 1 см в диаметре) предметы, необходимо проверить остроту зрения вашего ребёнка – обратитесь к окулисту (офтальмологу).
8. Постоянно обращайте внимание на осанку ребёнка: при ходьбе он сутулится, у него одно плечо ниже другого, лопатки сильно выступают при выпрямленной спине; сидя на стуле, он заметно прогибается в ту или иную сторону, пытается часто менять позу, низко наклоняется (почти ложится на стол) во время рисования и т. п. – обследование состояния позвоночника должен произвести специалист-ортопед.
9. Не забывайте о необходимости обязательных профилактических осмотров вашего ребёнка следующими специалистами: эндокринологом (предупреждение заболеваний щитовидной железы, диабета, ожирения, нарушений роста), хирургом (обнаружение врожденных аномалий), стоматологом (выявление и лечение кариеса), кардиологом (диагностика нарушений функции сердца и сосудов), логопедом (нарушения речи и восприятия звуков).

Здоровое воспитание

1. Выработайте единую тактику воспитания и поведения в семье.
2. Свои разногласия по поводу педагогических приёмов решайте без ребёнка.
3. Развивайте у вашего ребёнка навыки самостоятельного, ответственного поведения. Распределите среди членов семьи поручения, за одно из которых должен будет отвечать ребёнок.
4. Общайтесь с ребёнком спокойно, не повышая голоса. Используйте в речи «Я – высказывания».
5. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего для вас должны стоять его дела, заботы, радости и неудачи.
6. Не стесняйтесь показывать свою любовь ребёнку. Неправда, что с возрастом детям все меньше нравится физическая близость с родителями. Но уважайте дистанцию, которую устанавливает ребёнок.
7. Ненавязчиво интересуйтесь успехами вашего ребёнка, его друзьями. Будьте готовы поговорить с ним тогда, когда ему это необходимо.
8. Поощряйте в ребёнке надежду на лучшее. С оптимизмом смотрите в будущее. Избегайте пессимистических оценок ситуаций.
9. Слушайте ребёнка. Пусть для детей станет очевидным тот факт, что вы цените их мнение, знания, уважаете чувства. Учите ребёнка отстаивать своё мнение, сопротивляться давлению со стороны.
10. Никогда не приклеивайте ярлыки к убеждениям ребёнка: глупости, ребячество, чепуха. Чем меньше у вас запретных тем для разговоров с ребёнком, тем больше он с вами будет делиться.
11. Повышайте самооценку вашего ребёнка. Она формируется в первую очередь на основе отношения родителей к личности ребёнка.
12. Время от времени анализируйте ваши требования к ребёнку. Они разумные? Честные? Достаточно ли вы уважаете права ребёнка? Требуйте безоговорочного подчинения только тогда, когда речь идет о безопасности ребёнка.
13. Начинать надо с себя! Будьте примером для вашего сына или дочери! Помните! Ваш ребёнок единственный и неповторимый. Нельзя его сравнивать с другими. Нельзя примерять на него чужие формы поведения и воспитания. Не стесняйтесь признаться в том, что вы чего-то не знаете. Обращайтесь за советами к специалистам: врачам, психологам, учителям.

Будьте здоровы и заботьтесь о детях!

В.В. Путилина, ведущий специалист, методист
отдела развития социальных технологий.