РАЗВИТИЕ СИМПТОМОВ У ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Согласно системной семейной теории, любые симптомы детей не возникают в вакууме. Дисфункции в отношениях родителей идут рука об руку с проблемами детей и часто служат для них закрепляющим фактором. Чтобы симптом вызвал у родителей крайнюю реакцию, он должен задевать у них наиболее чувствительное место. Ребёнок может перепробовать несколько видов проблемного поведения, пока не найдёт что-нибудь сильно действующее на родителей.
Под симптоматическим поведением понимается широкий класс нарушений, включая психические симптомы, а также любое поведение, удовлетворяющее следующим условиям:

  • Поведение ребенка оказывает сравнительно сильное влияние на других людей;
  • Оно непроизвольно и не поддается контролю со стороны ребенка;
  • Симптоматическое поведение часто закрепляется окружением, и ребенок приобретает в той или иной форме вторичное заболевание.

Как часто можно слышать: «У нас все хорошо, если бы не сын-оболтус, не хочет учиться, стал совсем неуправляемый» или: «…дочка связалась с плохой компанией, грубит». Магическое «если бы» отделяет единственного «виновника» семейных проблем от благополучных домочадцев: если бы не он, все бы у нас было в порядке. Такого «козла отпущения» психологи называют идентифицированным пациентом. Это как раз и есть тот самый человек, который, по мнению домашних, «во всем виноват».
На деле порой оказывается, что такой «крайний» несет на себе основной груз ответственности за сохранение семьи. Например, это может быть часто болеющий ребенок, который не дает родителям развестись, так как они вынуждены постоянно объединяться во имя его «спасения». Или – подросток-хулиган, который становится «неуправляемым» всякий раз, как только отец забывает о своей роли мужа. Звонок из милиции о задержании – и равновесие в семье вновь восстанавливается: муж возвращается, чтобы «обуздать распоясавшегося» отрока, и снова оказывается рядом с женой. Как в первом, так и во втором случаях, семья сохраняет целостность, крутясь вокруг своей болезненной точки. Это не значит, что люди намеренно делают больно сами себе. Просто их семейная система не может найти другого способа сохранить равновесие и целостность. А способ, который они избрали, имеет «отдачу», и именно она беспокоит семью.
Самое главное – перестроить мышление семьи так, чтобы все ее члены понимали: виноватых и правых в семейной системе нет и не может быть. Есть лишь семейные избранники, на которых ложится основной груз ответственности за сохранение очага. Семья бессознательно делегирует такого человека, приписывая ему все свои трудности. На самом деле он вовсе не выбирал вести себя «плохо», просто такой способ – единственный, скрепляющий шаткую семейную постройку.
Задача психолога, работающего с такой семьей – не сосредоточиться на симптоме, а развернуть порочный цикл семейных взаимоотношений в противоположную сторону. Тогда из той же точки может начаться процесс обновления, и семья сможет самостоятельно разработать новый стиль отношений.

В.М. Михалева, Ведущий специалист,

психолог отдела экстренной психологической помощи по телефону