ПСИХОГИМНАСТИКА

Уважаемые родители!

Каждый взрослый когда-то был ребёнком и по собственному опыту знает, что люди, окружающие ребёнка, способны создать условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье. Как помочь своему ребёнку вырасти психологически здоровым человеком? В этом нам поможет психогимнастика.

Психогимнастика – специальные упражнения (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Психогимнастические занятия, прежде всего, показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, детям вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.

С помощью игр и упражнений, этюдов можно обратить внимание ребёнка на «язык тела» и самовыражения. Элементы психогимнастики помогают переключить внимание, снять усталость, способствуют развитию ребенка с учетом его природных наклонностей и способностей.

Психогимнастика дает возможность самовыражения и позволяет:

  •  научить детей различать эмоции и управлять ими;
  •  овладеть азбукой выражения эмоций:
  •  преодолеть барьеры в общении;
  •  лучше понять себя и других;
  •  снять психическое напряжение.

В играх с детьми постарайтесь быть партнёрами-друзьями, тогда дети будут чувствовать себя свободно, не замечать оценочного отношения к ним со стороны взрослого. Не допускайте негативных эмрций.

Для психомышечной тренировки в релаксации можно использовать специальную музыку: «Звуки леса», «Шум моря», «Пение птиц» и т.п. Можно использовать и классические музыкальные произведения, это будет способствовать эстетическому развитию детей.

Обратите внимание на то, что все задания психогимнастики строятся только на воображаемом материале, поэтому использование реальных костюмов (например, дюймовочки, волка) крайне нецелесообразно, так как отвлекает внимание детей на атрибутику, превращает психогимнастику в обычную игру, которая должна лишь лежать в ее основе.

Вспомогательными средствами психогимнастики являются рисование и музыка.

Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций. Также дети могут раскрашивать лицо изображаемого человека или фон вокруг него в тот цвет, с которым у них ассоциируется то или иное эмоциональное состояние. Тематическое рисование хорошо сочетается с мимическими и пантомимическими этюдами.

Музыка позволяет особым образом организовать пространство. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно даже детям, которым еще нет и года.

Все упражнения, которые используются в психогимнастике, сопровождаются попеременно мышечным напряжением и расслаблением, выполняются легко и непринуждённо. Попеременное чередование движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности головного мозга. В этом принципиальное отличие физических упражнений в психогимнастике от физкультуры.

Помогите своему ребёнку стать успешным, психологически здоровым, гармонично развитым человеком, который будет принимать себя таким, каким является в действительности. Это поможет ему позитивно общаться с другими людьми.

Список использованных источников

  1.  Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2.  Чистякова М.И. «Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

Л.М. Попова, ведущий специалист, методист

отдела организации работы по реабилитации инвалидов