ВО ЧТО ИГРАЮТ ДЕТИ

Игра, как показывают многочисленные психологические исследования, имеет прямое отношение к формированию личности ребенка. В игре появляются принципиально новые его желания.

         Для малыша раннего возраста главное – обладание предметом и действие с ним. Характер игры четырехлетнего ребенка меняется: теперь на первый план выступает игровой сюжет, затем – игровые роли и отношения. Детские желания теперь переносятся с предмета на человека. Важным уже оказывается не шприц, а медсестра, делающая этим шприцом укол.

Такие игры психологи называют режиссерскими и сюжетно-ролевыми. В этих играх главными для ребенка оказываются образы взрослых и их действия. Ребенок учится желать, соотнося свои желания с идеей, с образом взрослого (то есть с ролью). Ребенок хочет действовать правильно – как взрослый. Действия «понарошку» позволяют малышу улавливать смысл реального действия и эмоционально его переживать. Эмоциональное переживание предшествует интеллектуальному пониманию действительной сути взрослых занятий.

Особое значение игра имеет для становления разных форм самоконтроля и самопроизвольности. При настоящей, развитой ролевой игре последовательность действий внутри роли, которую берет на себя ребенок, имеет для него силу закона, и он подчиняет этому закону свои действия. Опытные воспитатели детских садов отмечают: за последние годы произошли определенные изменения в играх дошкольников. Дети стали меньше играть, ролевые игры возникают все реже и длятся недолго. Многие педагоги и родители утверждают, что сегодня существуют более полезные и важные для них виды деятельности. Но это заблуждение. Большинство современных дошкольников все-таки играет, но их игра не такая, как у предыдущих поколений.

Ученые решили выяснить, во что и как играют современные дошкольники. Детей 4-6 лет оставили в игровой комнате и предложили им поиграть, во что они хотят и как хотят. Взрослые в это время незаметно наблюдали за детьми.

Наблюдение показало: значительная часть дошкольников (40%) в свободное время не играла. Ребята демонстрировали отдельные предметные действия (катание машинок, кидание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались с конструктором, брали с полок коробки с настольными дидактическими играми, в ролевые же игры играли 60% детей.

Потом экспериментаторы взяли у детей интервью. Их спрашивали, во что они играют. Выяснилось, что большинство опрошенных старших дошкольников играют в игры, основанные на сюжетах из масс-медиа. Это мультфильмы, мыльные оперы, видеоклипы, телевизионные игры. Ничего подобного ранее в детстве родителей и прародителей не было.

Наши дети охотно изображают Человека-паука, Сейлор Мун, роботов, Черепашек-нинзей, собаку Рекса и т.д. Однако при всем кажущемся разнообразии пoерсонажей, в которые играют наши дети, их объединяют схожие черты характера. По единодушному мнению родителей и педагогов, этих героев отличают жестокость и агрессивность. Главное для героя быть первым, победить или достать как можно больше денег. Такие герои умеют хорошо драться и убивать, добиваться своей цели не обращая внимания на тех, кто рядом. Эти герои примитивны и аморальны, но по сюжету относятся к положительным персонажам.

Изменения в игровой деятельности, произошедшие в последние десятилетия, заключаются не только в новых героях, но и в снижении уровня развития ролевой игры. У подавляющего большинства дошкольников она не достигает своей развитой формы и остается на самом низком уровне. А ведь игра может способствовать развитию личности и быть ведущей деятельностью только в том случае, если она достигает своего полноценного развития. Только у детей, умеющих «хорошо» играть, эта деятельность является катализатором личностного развития, способствует становлению самосознания, устойчивых мотивов, инициативности и ответственности, творческого воображения, воли и произвольности.

Достигнув возраста 7-8 лет, дети обычно уже не хотят играть, они хотят учиться. Однако сегодняшние младшие школьники, а иногда и подростки, увлеченно играют в детские игры. Практически все первоклассники приносят в школу игрушки и с жадностью играют на переменах или под партой во время уроков; вместо приготовления домашнего задания тайком от родителей продолжают играть в куколки и машинки. Почему?

Игру «вытеснили» из дошкольного детства, с ее законного места. Она переместилась на ступени старших возрастов, предполагающих другие, более взрослые интересы: не наигравшийся ребенок не может вовремя повзрослеть, и его дошкольный возраст, то есть возраст для игры, растягивается на последующие годы.

В связи с этим, родителям необходимо обращать внимание на игры своего ребенка. Важно оценивать уровень игры и включаться в нее, если вы объективно понимаете, что игра не соответствует возрасту вашего ребенка, то есть носит слишком простой, упрощенный характер. Для полноценного развития своего малыша стоит взяться за куклы и машинки, чтобы научить, показать качественно другую игру. Кроме того, такая совместная игровая деятельность будет укреплять эмоциональную близость в семье.

Желаю вашим детям хорошей игры!

Список использованных источников

  •  Абраменкова В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка. Изд.: Лепта, 2010.
  •  Воронова В. Творческие игры старших дошкольников – М.: Просвещение, 1981.
  •  Поздняков Н., Менджерицкая Д. Исследователь игры детей дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. – 1995. – № 12. – С.12-15

В.Е. Иванова, Ведущий

специалист, психоло