В последнее время при проведении реабилитационных мероприятий с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями всё чаще используются нетрадиционные методы терапии. Одним из наиболее популярных является смехотерапия, или лечение смехом. Это новый и перспективный метод психотерапии, основанный на природном физиологическом процессе.
Применение метода смехотерапии в работе и инвалидами способствует решению следующих задач:
? развитию образного мышления и воображения;
? развитию творческого потенциала;
? снятию эмоционального напряжения, страхов, стрессов, выходу из депрессии;
? гармонизации личности;
? обретению уверенности в себе;
? выработке позитивного мышления;
? развитию чувства юмора;
? формированию коммуникативных навыков;
? актуализации потенциала личности инвалида;
? улучшению взаимоотношений.
На уровне физиологии смехотерапия позволяет:
? усилить выработку эндорфинов – «гормонов счастья»;
? нормализовать периферическое кровообращение;
? поддержать жизненные силы и физическую активность;
? ускорить метаболические процессы;
? активизировать работу центральной нервной системы;
? мгновенно насытить организм энергией и бодростью;
? минимизировать уровень вредного холестерина в крови;
? снять головные боли неясного генеза;
? расслабить 80 групп мышц, устранить миалгию.
Главное правило смехотерапии – смеяться можно друг с другом, но не друг над другом.
Существует несколько видов занятий по смехотерапии:
Классическая смехотерапия – проводится в крупных группах до 200 человек либо в индивидуальном порядке. Подразумевает психологический тренинг с применением комедийных программ, фильмов, спектаклей.
Йога – индийская техника, которая базируется на искусственном вызове правильного, равномерного, легкого смеха. Нередко сопровождается классическими упражнениями по йоге. Завершается дыхательной гимнастикой.
Клоунотерапия – представляет собой импровизированные комедийные спектакли, которые проводятся квалифицированными специалистами.
Программы занятий по смехотерапии обязательно должны включать:
?упражнения по комплексному расслаблению, где основное внимание уделяется снятию мышечного напряжения и релаксации;
? специальные дыхательные упражнения для стабилизации нервной системы и психики;
?обучение технике глубокого психоэмоционального расслабления для достижения внутреннего покоя;
? комплекс упражнений из танцевально-двигательной терапии;
? элементы из актерской и гимнастической практики.
Оптимальная продолжительность курса смехотерапии – 10-12 занятий. Длительность одного занятия составляет около 3 часов, из которых на сам смех может отводиться до 1,5 часов.
Наиболее эффективными технологиями смехотерапии в работе с инвалидами являются: технология «Внутренний смех», предназначенная для индивидуальной работы, и технология «Скандирование», используемая в групповой работе.
Технология «Внутренний смех»
В естественном смехе всегда присутствуют три обязательных компонента. Это:
? очень короткий и форсированный вдох;
? свободный и неконтролируемый «импульсный», «смеховой» выдох, переходящий в «ложный выдох», то есть в «смеховые спазмы»;
? улыбка, причём не только губами, но и глазами.
Упражнение
1. Сделайте обычный вдох. Затем начните выдыхать воздух «импульсно» – мелкими частыми порциями, создавая в нижней или средней части груди вибрацию (своеобразное «внутреннее покашливание»). Теперь включите в эту «вибрацию» выдоха всю брюшину и выдохните таким образом весь воздух.
2. Сделайте обычный вдох. Затем спокойно и плавно выдохните около двух третей всего воздуха, а оставшуюся треть – «высмеивайте», переходя на «импульсный» выдох и встраивая его вибрацию в ритм вашего обычного смеха. В последней фазе «смехового выдоха» «наденьте» на лицо улыбку.
Как правило, уже первый цикл такого «смехового» дыхания переходит в обычный смех, так как работают мощные рефлекторные механизмы.
Технология «Скандирование»
Технология предполагает ряд простых упражнений, в которых предусмотрено: скандирование «хо, хо, ха, ха», движение по аудитории в хаотичном порядке, контакт глазами между участниками.
Упражнение «Мстительный смех»
Все участники ходят по аудитории и указательными пальцами грозят друг другу, выкрикивают: «Ха!».
Упражнение «Почему я смеюсь»
Участники упирают руки в бока, ходят по аудитории, смотрят на других и спрашивают: «Почему я? Ха, ха, ха».
Упражнение «Смех по телефону»
Каждый из участников делает вид, что говорит по мобильному телефону, а затем, как только установил с кем-либо контакт глазами, скандирует: «Хо, хо, ха, ха».
Каждое упражнение со скандированием выполняется 1 – 2 минуты с перерывами в 5 минут для восстановления обычного ритма дыхания.
Подготовлено по материалам сайта:
- https://ru.wikipedia.org
- http://www.psynavigator.ru
- http://fitnologia.com
- http://vitaportal.ru
- https://www.b17.ru
- http://scriptures.ru
- http://new-human.ru
- http://www.inflora.ru
- http://mjusli.ru
Курмаз А.И., ведущий специалист, методист
отдела организации работы по реабилитации инвалидов