ПРИЧИНЫ МАТЕРИНСТВА

 

Казалось бы, такой простой и естественный вопрос, но ответы на него могут быть совершенно различными у разных матерей. Вопрос готовности к материнству изучается в отечественной и зарубежной психологии довольно интенсивно. Многие практикующие психологи работают в этом направлении. То, насколько мама готова принимать, видеть, взаимодействовать со своим ребенком напрямую влияет на формирование детско-родительских взаимоотношений и развитие личности ребенка в целом. «Готовность к материнству» – это совокупность факторов, качественно влияющих на идентификацию женщины с ролью матери.

Известный российский психолог Г.Г. Филиппова выделяет несколько факторов, влияющих на готовность к материнству: личностная готовность; адекватная модель родительства; мотивационная готовность; сформированность материнской сферы; сформированность материнской компетентности.

В данной статье остановимся более подробно на мотивационной готовности. Какие потребности женщина реализует, становясь матерью, соответственно, какие мотивы становятся первостепенными в принятии решения о рождении ребенка. Иными словами: «Почему мы рожаем детей?»

Известный практический психолог А. Свияш в одной из своих статей справедливо заметил, что человек – единственное существо, которое может сознательно выбрать и решить для себя, иметь или не иметь детей. Сколько их иметь, когда рожать и т. д. «Все остальные существа решать и выбирать этого не могут, они просто размножаются и все!» – пишет А. Свияш.

На сухом научном языке понятие «материнство» объясняется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологический и социальный аспекты. Действительно, материнство не ограничивается лишь выполнением биологической задачи, человек может контролировать рождаемость, регулировать или соотносить свои жизненные и семейные ценности с количеством детей и личными стремлениями. Эволюционное назначение материнства состоит в том, чтобы мать, помимо физиологической функции деторождения, адекватно заботилась о своем потомстве, способствовала выращиванию и воспитанию детей. Именно социальная составляющая и определяет причины и мотивы материнства.

В становлении и реализации материнско-детского взаимодействия центральным и определяющим является материнское отношение к ребенку. Оно лежит в основе всего поведения матери, которое, в свою очередь, способствует формированию личности ребенка: его самооценки, поведения, формирования образа-Я.

Каждая женщина, будучи когда-то ребенком, девушкой, женщиной, в течение своей жизни получила определенный «багаж» опыта, ценностей, основанных на ее личной истории, семейном и социальном положении. Эти средовые влияния, вкупе с личностными особенностями, включая ее субъективное отношение к будущему ребенку, способствуют формированию материнства.

Мотивационный компонент проявляется в формировании желания родить ребенка. Сюда относятся причины и побудители, которые приводят женщину к такому выбору. Мотивы рождения ребенка можно, в свою очередь, разделить на конструктивные, способствующие более высокой готовности к материнству, и деструктивные, отрицательно влияющие на психологическую готовность.

К конструктивным мотивам можно отнести такие, как стремление дать жизнь другому человеку со всей его уникальностью и неповторимостью, стремление продолжить себя, свой род. В этом случае женщина относится к беременности как выражению обоюдного желания супругов иметь ребенка. Она проявляет большую любовь к детям и видит реализацию своих возможностей в материнстве: воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт.

К деструктивным мотивам можно отнести такие мотивы, при которых ребенок становится средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины; средством удержания партнера или укрепления семьи; средством компенсации своих травматичных детско-родительских отношений; средством достижения определенного социального статуса и т. п.

Остановимся подробнее на деструктивных мотивах. Огромное количество женщин даже не задают себе вопроса «Почему я хочу стать матерью?». Исследование мотивов материнства в процессе психологического консультирования может быть очень важным, поскольку оно описывает и формирует картину мира матери, ее взгляды на воспитание, ее материнскую идентичность. Исследуя мотивы рождения детей, можно способствовать тому, чтобы женщина осознавала свои действия и поведение в отношении ребенка. Психолог-консультант может акцентировать и помочь увидеть деструктивные мотивы, которые влияют на формирование материнского отношения и негативно сказываются на развитии и благополучии ребенка.

Основываясь на опыте работы практикующих психологов и опубликованных исследованиях, можно привести наиболее распространенные мотивы:

  •    «Так получилось»; «Залетели»; «В планах этого не было, все произошло случайно». Случайная беременность как способ ухода от ответственности в принятии решения и переносе локуса контроля во внешний средовый уровень.
  •   «В браке должны родиться дети»; «Пришло время». Беременность как средство социальной реализации, подкрепления социального статуса, интроецированных представлений женщины.
  •   «Пора уходить в декрет». Женщина использует беременность как решение проблем на работе, или иллюзорно верит, что получит «отдых» от работы во время отпуска по уходу за ребенком.
  •   «Чтобы оживить отношения с супругом». Беременность как способ избавления от скуки в отношениях, угасания чувств в паре. Таким образом, женщина (а часто и оба супруга) надеется на то, что отношения можно укрепить или спасти при помощи ребенка.
  •   «Порадовать своих родителей, так как те хотят внуков». Беременность как выражение сильной привязанности женщины к родителям, ее неспособности психологически отделиться от родительской семьи; такая женщина часто психологически незрела, с размытой идентичностью, она также может быть склона к зависимости.
  •   «Когда-то мне не хватило любви, заботы, игрушек, образования, путешествий. Я дам это своим детям»; «У меня не получилось, я все сделаю, чтобы получилось у моих детей». Беременность как способ «прожить свое детство в собственных детях», женщина проецирует свои потребности на собственных детей и стремится к их реализации посредством ребенка.
  •   «Выйти замуж с помощью ребенка или удержать мужчину в семье». Беременность как средство манипуляции мужчиной.
  •   «В обществе считается, что женщина неполноценна, если она не родила, многие начинают относиться к ней с жалостью, единственное, что может спасти ее положение – это рождение ребенка». Беременность как реализация личности женщины (или обоих супругов), связанная с выполнением ее социальной роли, которая может не соответствовать желаниям и потребностям женщины.
  •   «Чтобы было кому подать стакан воды в старости». Беременность как избавление от одиночества: в таком случае к ребенку предъявляется большое количество ожиданий, мать (или оба родителя) считает, что обеспечит себе уход и заботу, родив детей.
  •   «Дети – смысл жизни». Беременность способствует концентрации матери на рождении детей, как единственной ценности в жизни женщины.
  •   «Ребенок – решение материальных проблем». К сожалению, и такой мотив присутствует в наше время, когда ребенок является возможностью решить вопрос с жильем, получением ипотечного кредита, материнских пособий.

Может ли ребенок быть средством решения проблем? Как получается, что ребенок становится «средством»? М.И. Лисина – автор концепции влияния общения ребенка со взрослым на становление его личности, выделяет субъектно-ориентированное отношение к ребенку как субъекту, личности – в противоположность «объектному» отношению, когда ребенок выступает для матери преимущественно как объект ухода, педагогических, медицинских и других воздействий. При объектном отношении к ребенку женщина часто принимает решение родить, потому что хочет получить что-то от ребенка, решить свои проблемы, реализовать таким образом свои мечты, идеи, стремления.

Субъектное отношение может оказаться ключевым фактором в структуре психологической готовности к материнству, проецироваться в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивать наиболее благоприятные условия для психического развития ребенка. В этом случае, важнейшими аспектами взаимодействия матери и ребенка являются уровень общения, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании.

«Самое здоровое желание иметь детей нельзя объяснить логически. Просто взрослый человек хочет, чтобы в этот мир пришёл ещё один маленький человечек. Пришёл с его помощью. Пришёл и порадовался жизни. Причём порадовался не так, как считает нужным взрослый, а возможно, как-то по-своему. Задача взрослого вовсе не в том, чтобы сделать его похожим на себя. И не в том, чтобы решить с его помощью свои проблемы. Это просто желание дать жизнь новой жизни. Без всяких задних мыслей о том, чем это облегчит вам жизнь. Отдать, а не получить. И тогда, как это ни странно, у вас гораздо больше шансов стать счастливым родителем» А. Свияш.

Список источников:

  1. Филиппова Г. Г. Психологическая готовность к материнству. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н, Васина.- М.:Изд-во УРАО, 2005. – 328с.
  2. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений ребенка и матери // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология – М.,1996.
  3. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
  4. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь. 1995.
  5. Филиппова Г.Г. Психология материнства. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
  6. Кузнецова Ю.П., Фёдорова И.А. Мотивационный и оценочный компоненты психологической готовности к материнству//Вестник КАСУ № 5, 2009.
  7. Свияш А.//Журнал позитивной психологии «Разумный мир» № 3, 2003.
  8. http://www.psymama.ru/articles/index.html

И.В. Голубева,

ведущий специалист, психолог