МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ

Искренне любите дитя своё – остальное приложится

С момента появления на свет ребёнок ежесекундно познаёт окружающий мир. Он учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно в результате накопления им житейского опыта.

Самые близкие люди активно участвуют в процессе адаптации ребенка в мире. И прежде всего от них зависит, насколько успешным будет его взаимодействие с окружающими.

Специалист в работе с детьми и их родителями нередко сталкивается с трудностями, касающимися мотивации родителей на совместную деятельность с детьми. Дефицит общения нередко объясняется отсутствием у самих взрослых позитивного внутрисемейного опыта. Перед специалистом возникает ряд вопросов: как объяснить родителям, почему так важна совместная деятельность взрослых и детей; что нужно предусмотреть взрослым в общении с детьми и какие виды взаимодействия можно использовать. Рассмотрим обозначенные проблемы подробнее.

Родителям важно понять, что цель общения и взаимодействия с ребенком состоит в том, чтобы обеспечить его психическую защищенность, доверие к окружающему миру. Только они способны показать радости бытия (а это является важным условием для его психического здоровья). С самого раннего детства происходит развитие и формирование индивидуальности ребенка, закладываются жизненно важные знания, умения, навыки.

Благодаря участию взрослых у ребёнка появляется умение общаться с «себе подобными». Так возникает ощущение собственной значимости.Дети учатся проявлять свободную активность и инициативу. Это в дальнейшем влияет на самооценку, становление его собственной жизненной позиции.Постепенно прививается проявление добрых чувств и отношений со сверстниками и взрослыми.

Для повышения эффективности родителям необходимо овладеть теоретическими знаниями. Если они не будут чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, они не смогут его понимать, а значит – и правильно отвечать ему.

Чтобы грамотно выстроить общение с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Мотивировать родителей на взаимодействие с детьми специалист может через информационно-просветительскую деятельность. Это могут быть выступления на родительских собраниях, тематические вечера по вопросам воспитания и развития ребёнка, занятия в детско-родительских школах и клубах.

Активная форма взаимодействия старшего и младшего поколений – психологический тренинг. В нем должны участвовать и папа, и мама. Для результативности тренинг должен включать в себя 5 – 8 занятий. Как правило, он проводится психологом учреждения, и дает возможность родителям на время почувствовать себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Задания могут быть такими: «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Воспоминания детства» и др. Так, например, родительские тренинги готовятся в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

Наряду с групповыми формами работы специалист может проводить индивидуальное консультирование.

Педагогу или психологу важно донести до родителя информацию о том, каковы должны быть условия взаимодействия родителя и ребенка, что необходимо предусмотреть.

Во взаимодействии должны присутствовать принятие и понимание личности ребенка, также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Родители должны осознавать, чтобы любая совместная деятельность с ребенком была успешной, необходимо соблюдать следующие условия:

  • доброжелательность и позитивный настрой;
  • сотрудничество при взаимодействии (исключение манипуляций);
  • создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
  • использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно прежде всего примером самих родителей, взрослых. Хорошим результатом взаимодействия старшего и младшего поколений является проявление у детей свободы мышления, воображения, исчезновение страхов, появление чувства комфорта в незнакомой обстановке, а также появление единства физического и психического здоровья.

Какие виды взаимодействия с детьми может рекомендовать специалист родителям? Для этого подойдут самые разные виды деятельности. Например, такие:

  • коммуникативная (ежедневное доброжелательное общение, общение с учётом индивидуальных интересов ребёнка);
  • речевая (беседа, чтение фольклорных текстов наизусть, ситуативный разговор);
  • восприятие художественной литературы (чтение произведений, пересказы, рассматривание иллюстраций);
  • игровая (создание игровой ситуации, сама игра: ролевая, настольная, подвижная и т.д.);
  • познавательная (совместное дело, экскурсии и прогулки, знакомство с новым материалом: занимательные игрушки, ребусы, загадки, рассматривание старинных фотографий);
  • музыкально–художественная (танцы, музыкально–ритмические движения, художественно–творческая деятельность родителей, например, по оформлению страницы семейного фотоальбома);
  • спортивно–оздоровительная (совместное посещение спортивных занятий, туристические походы, подвижные, активные игры, выполнение оздоровительных процедур).

Мотивируя родителей на совместную деятельность с детьми, специалисту важно акцентировать внимание на проявление чувства искренней любви, заинтересованности и только потом – расширение сферы общения. Любовь, тёплые чувства и забота – самые мощные источники, определяющие психическое состояние ребенка, его здоровье. А недостаток взаимодействия приводит к отсутствию сформированного чувства оптимизма, уверенности в себе, поддержки, защищенности. Ближайшим психологическим следствием является ограничение любознательности, готовности к экспериментированию, бескорыстному исследованию мира.

 

Желаем успехов в работе!

 

Список источников:

  1. Екимова, В.И., Золотова Т.В, Победи конфликт! Тренинговые занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста. – М.: АРКТИ, 2008.
  2. Прохорова, О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. – СПб: КАРО, 2009.
  3. Чибисова, М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2009.
  4. Интенет ресурсы:

http://pedsovet.org/

http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/

http://festival.1september.ru/

http://gigabaza.ru

http://5psy.ru

Л.М. Попова, ведущий специалистпсихолог отдела экстренной психологической помощи по телефону