СЕМЕЙНЫЕ МИФЫ

Семейные отношения – это сложная психическая реальность, включающая в себя и индивидуальные, и коллективные, и онтогенетические, и социогенетические, и мифологические основания. Несмотря на активное развитие предметного поля психологии семьи, некоторые явления, порожденные семейным взаимодействием, так и остаются непознанными. К таковым относится и область семейного самосознания, в частности феномен семейного мифа.

Главные источники формирования образа семьи — совместная деятельность и внутрисемейное общение. В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ «Мы» и создание семейных мифов не требуется. В случае возникновения дисфункции семьи и нарушений межличностной коммуникации между ее членами формируется неадекватный образ «Мы». Тогда для поддержания иллюзии существующего в семье мира и согласия формируются семейные мифы. Они необходимы тогда, когда границы семьи находятся под угрозой.

Пример. Любой народ, переживший геноцид или очень серьезный кризис, считает, что выжить можно только вместе, — миф о дружной семье (именно поэтому, кстати он очень популярен, в частности в России). В странах же, где 200 лет не было никакой войны, этот миф сходит на нет, там не наблюдается сильной связи поколений.

Из вышесказанного следует что, семейные мифы — это социально-психологический феномен, представляющий собой искаженные, не соответствующие реальности представления членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом. В его основе лежат неосознаваемые эмоции: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли.

Таким образом, семейный миф — это своеобразный групповой защитный механизм, способствующий поддержанию целостности семейной системы.

Семейный миф, как правило, формируется не в первом поколении, а приблизительно в течение трех. Серьезную роль в этом играют:

–  среда (та, в которой жил и воспитывался каждый член семьи, то есть в которой жили еще дедушки и бабушки, и та, в которой они находятся сейчас;

–  кем были их родители; какие ценности они прививали каждому из них; какой образ семьи получился в результате.

Выделяется несколько защитных механизмов, используемых семьей при создании семейных мифов

  1. Проекция — проецирование на социальное окружение потребностей, мотивов, влечений, отвергаемых в себе.

Пример. Миф «Мы чистые, идеальные люди», следовательно остальных можно считать «грязными» и «распущенными». Такая позиция ведет к формированию так называемых «семей-крепостей».

  1. Расщепление — культивирование в партнере качеств отвергаемых в себе.

Пример. Жена, подавляющая в себе агрессию, во время конфликта перекладывает ее на мужа. Отсюда возникает миф о «жене-мученице». Сочетание различных описанных выше защитных механизмов и создает все разнообразие мифов. Из каждого же мифа вытекают свои правила.

Примеры семейных мифов.

Миф «Один за всех, и все за одного» или «Мы — дружная семья»

В такой семье не может быть открытых конфликтов, и уж тем более при детях, они маскируются. Сор из избы не выносится никогда. Отношения не выясняются. В дружной семье принято чувствовать только любовь, нежность, умиление, жалость и благодарность. Остальные чувства — обида, гнев, разочарование и т. д. — игнорируются или вытесняются как неприемлемые.

Миф «Мы — герои»

Он задает определенный стандарт чувствования и миропонимания. Настоящие «герои» существуют только в высоком жанре трагедии, и им подобает испытывать очень сильные чувства: не любовь, а роковая страсть, не печаль, а невыносимое горе. Семья, которая живет по правилам такого мифа, зачастую хранит рассказы о героических поступках предков. Ребенка в семье «героев» воспитывают строго, в качестве наказания лишают удовольствий, нередко бьют.

Миф о «выживальщиках»

Это частный случай героического мифа. Главный его признак — это развитие депрессии у кого-нибудь из членов семьи на пике успеха, так как его мечта как «выживальщика» — «вот бы все потерять и начать сначала». Этого он достигает с помощью семьи. Постоянные семейные конфликты, ссоры, придирки добавляют необходимые для существования «выживальщика» трудности и мучения.

Миф о спасателях

«Что бы мы делали без него» — в семье обязательно должен быть некий человек, который держит всю семь. «Спасатель» может быть в моральной ипостаси, в физической или в той и другой вместе. Но чтобы всем помогать, необходимо, чтобы были те, кого спасать, иначе как «спасатель» почувствует себя «спасателем». Яркий пример такого мифа — семья алкоголиков.

Таким образом, формула семейного мифа: «Мы — это …». Он, как правило, звучит привлекательно. Однако за таким «правильным» звучанием чаще всего скрывается конкретная проблема. Проблемная сторона идеализируется и становится центром данного мифа. Члены семьи находятся внутри него, живут по его правилам и видят реальность в категориях мифа.

Важным для построения «здоровых» отношений является осознанное отношение к семейной мифологии. Для этого необходимо знать семейную историю, быть внимательным к тому, что и как делают, говорят родственники. Зная особенности взаимодействия в родовой семье, есть возможность выстроить собственные, осознанные отношения.

 

Список источников:

  1. Андреева Т. В. Особенности и тенденции развития современной семьи// Ананьевские чтения, 2002. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2002.
  2. Антонов А. И. Микросоциология семьи (методология структур и процессов). Учебное пособие для вузов. М: Издательский Дом «NOTA BENE», 1998.
  3. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ, 1996.
  4. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.
  5. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991.
  6. Дружинин В. Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996.
  7. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / Пер. с чешского / Под ред. Г. С. Васильченко М.: Медицина, 1991.
  8. Леей Д. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993.
  9. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979.
  10. Мацковский М. С. Социология семьи. М.: Наука, 1989.
  11. Психолого-социальный институт. НПО «Модэк», 1999.
  12. Ричардсон Р. У. Силы семейных уз. СПб.: «Акцидент»; «Ленато», 1994.
  13. Трапезникова Т. М. Социальная психология семьи: Методическое пособие к курсу лекций. Л.: ЛГУ, 1987.

 

И.С. Карасева,

ведущий специалист, психолог