ВОДОТЕРАПИЯ

Игра для ребенка дошкольного возраста является как ведущим видом деятельности, так и одним из важнейших путей познания окружающего мира. Игры с использованием объектов неживой природы (песка, глины, снега, воды и др.) ценны для развития чувствительности пальцев рук, кинестетических ощущений, совершенствования моторных возможностей ребенка.

Игры с природным материалом активизируют активно-действенное стремление ребенка исследовать этот материал. Специалист, развивая игру, должен постоянно заботиться о «насыщенности материалов разнообразными качествами» с тем, чтобы игра ребенка не теряла познавательного смысла и не приобретала характер однообразной деятельности.

Вода – доступное, безопасное и приятное лечебное средство. Использование воды в целях оздоровления – метод древний, доказавший свою эффективность. Вода обладает свойством смывать отрицательные эмоции. По воздействию на организм вода может быть приравнена к физическим упражнениям, в результате которых тонизируется сердечная мышца, сосуды и капилляры, усиливается кровоток. Для расслабления полезно просто смотреть на воду. Самое доступное упражнение – мытье рук от локтей к запястьям в прохладной воде, таким образом активизируется мозговое кровообращение, снимается усталость.

Вода способствует снижению эмоционального напряжения, созданию для ребенка в период адаптации обстановки внешней безопасности, внутренней защищенности. Вода очень хороший стимулятор и помощник в снижении тревожности, агрессивности, помогает в коррекции детско-родительских отношений.

Как же объяснить ребенку, что такое вода, какими свойствами она обладает, как с ней обращаться, чем она полезна? В первую очередь нужно привлечь его внимание. Сделать это очень просто: наполните водой прозрачный стакан, поместите в него чайную ложку. Расскажите о законах отражения и искривления, связанных с водой, ребенок с удовольствием будет рассматривать стакан с водой и слушать вас. После этого можно предложить веселые исследовательские задания. В 5-7 лет ребенок уже готов узнать много нового о том, что его окружает. Именно в этом возрасте детям уже можно и нужно объяснять элементарные физические явления.

Как организовать игровое пространство?

Следует помнить, что необходимо обеспечить безопасность и создать комфортные условия для детей во время игр с водой:

• вода должна быть теплой;

• емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см;

• нужно иметь клеенчатые передники, нарукавники;

• обязательно иметь полотенца;

• по окончании игр все игрушки и предметы следует просушить.

Правила для детей:

• нельзя намеренно выливать воду на пол;

• нельзя брызгать водой на других детей;

• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Оборудование для проведения игр с водой:

• бассейн;

• тазики;

• набор игрового материала (ведерки, лейки, формочки, ситечки, воронки, плавающие игрушки, соломинки и др.)

Оптимальный возраст для проведения дидактических (обучающих) игр с водой.

В игре с объектами неживой природы самым благоприятным для развития является возраст от трех лет. Это обусловлено тем, что к данному возрастному периоду ребенок все понимает, может совершать сознательные и целенаправленные действия, более усидчив.

Вода способна «заземлять» отрицательную энергию. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы детей. Игры способствуют развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука», позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать приемы логического мышления.

Игры с водой – это театр, сфера творческой деятельности ребенка, где развиваются коммуникативные и речевые способности.

 

Е.А. Малаховская, ведущий специалист,методист

отдела организации работы по реабилитации инвалидов