ИЗОТЕРАПИЯ

Уважаемые взрослые!

Дети активно познают многообразие окружающего мира и пытаются отобразить его в своей естественной деятельности – играх, рисунках, сказках. Приобщить к искусству, развить креативность, сформировать эстетический вкус и ощутить гармонию окружающего мира поможет изотерапия. Изотерапия – это терапевтическое рисование.

Рисовать можно в любом возрасте, а начинать лучше с самых первых шагов ребёнка. Помочь ему в этом может взрослый, родитель или воспитатель. При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создаёт эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Использование изотерапии, рисования, дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами — задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.

Детский рисунок в первую очередь рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В детском рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений, например в семье.

К сожалению, некоторые родители считают рисование несерьезным делом и односторонне заменяют его чтением и другими интеллектуально более полезными, с их точки зрения, занятиями. Однако научные исследования в области изотерапии подтверждают, что дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут поставить себя на место другого человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это происходит каждый раз в процессе рисования. снять психическое напряжение. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций.

Материалами для художественного творчества могут стать: бумага, краски, кисти, карандаши, восковые мелки, пастель, мыло и даже пластилин. Можно использовать разные техники изображения.

 

  • – Живопись пальцевая, когда изображения создаются без помощи специальных инструментов (кисточки, стеки и т.д.), одними пальцами. Для этого обмакивают каждый пальчик руки ребенка в свой цвет (в жидкую гуашь или смоченную водой акварель) и рисуют на бумаге, проводя различные линии, или делая точки, мазки с помощью отпечатков кончиков пальцев, фаланг, ладоней.
  • – Возможен и другой способ пальцевой живописи. При этом пластилиновые колбаски накладывают на карандашный рисунок и, если необходимо, размазывают пластилин по поверхности. «Пластилиновое рисование» используется тогда, когда необходимо отвлечь детей от грустных мыслей, депрессии. Оно отвлекает внимание детей на процесс «действования», моделирования новой, более конструктивной картины мира. С другой стороны, оно дает возможность «выплеснуть» агрессивные эмоции, сплющивая и размазывая пластилин по картону
  • – Печатание листьями. Настоящий лист дерева, растения намазывают краской и отпечатывают на бумаге. Так создаются декоративные композиции. Подрисовывая детали, ребенок придает ему определенный образ. Данная техника очень часто используется на комбинированных занятиях по рисованию и развитию речи. Она позволяет решать задачи развития образной и связной речи, совершенствуя умения и навыки творческого рассказывания.
  • – В акварели перед началом «живописи по – сырому» бумагу равномерно смачивают водой. Когда вода впитается в бумагу и немного просохнет (через 2—3 минуты), тогда начинают писать. Мазки краски, ложась на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы.
  • – Рисование мылом, свечой. Для этого с помощью кусочка мыла дети наносят контурное изображение (как во время рисования простым карандашом). Затем сверху широкой кисточкой или губкой, кусочком поролона наносят краску (краски).

 

Стремление ребенка к свободному рисованию, манипулирование с красками естественно для него. Малыша не столько интересует сюжет рисунка, сколько сам процесс изменения окружающего мира с помощью цвета. Подарите своему ребёнку ощущение «творца», первооткрывателя, «автора», сотворившего неповторимое, радость, удовольствие и уверенность в себе.

Л.М. Попова, ведущий специалист, методист

отдела организации работы по реабилитации инвалидов