Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманиюпроективную методику «Глинотерапия», помогающую актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мира человека, эффективно применяемую как в работе с инвалидами, так и с детьми-инвалидами.
Глина – это чудесный медиум, активизирующий тактильные ощущения, пробуждающий чувство радости, передающий характер и эмоции человека. Это прекрасный материал при организации групповой и индивидуальной работы с детьми.
Занятия с глиной предоставляют возможности для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения, «расковывают» человека.
Цель глинотерапии – развитие у инвалидов и детей-инвалидов эмоционально ? эстетического отношения к традиционной и национальной культуре, творческих способностей, формирование теоретических знаний и практических умений, художественного вкуса, создание условий для снижения тревожности, снятия мышечных зажимов, эмоциональной разрядки.
Задачи глинотерапии:
- способствовать снижению агрессивности, страхов, тревожности у детей и взрослых;
- оказывать психотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям, людям пережившим травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности.
- развивать творческое воображение, фантазию, способность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне.
- помогать детям и взрослым достичь взаимопонимания через совместную творческую деятельность.
- развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения.
- способствовать становлению у детей произвольной регуляции поведения, осознанию своих чувств, переживаний, побуждать к размышлениям, самоисследованию, личностному росту.
Занятие по глинотерапии длится 30-45 минут и состоит из 2-х этапов: лепка изделия и его декоративная отделка.
Лепка из глины известна как метод, позволяющий человеку работать со своими чувствами. И действительно: воплощенные в глине образы, ситуации, эмоции служат проекцией внутреннего состояния человека, а непосредственное взаимодействие с природным материалом обладает седативным эффектом. Скатать из глины шарик, колбаску, мудрено соединить их между собой — вот и получилась скульптура. Потом фигурку нужно просушить и обжечь в духовке.
Декорирование можно производить с использованием различных материалов и приспособлений на различных стадиях работы над изделием. Принято разделять способы декоративной отделки керамики на две группы:
- скульптурные (рельефные) способы ? гравировка, тиснение, налепы;
- живописные способы (гладкое декорирование) – роспись красками, лощение.
При проведении занятия специалисту необходимо помнить о соблюдении законов памяти:
– закон «эффект края» ? лучшезапоминается начало и конец занятия, поэтому начинать его необходимо с просмотра видеосюжета или прослушивания аудиозаписи;
– «закон Зейгарник» ? окончание занятия «на самом интересном месте», так как число запомнившихся прерванных упражнений примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных упражнений.
Примерный план занятий по глинотерапии может выглядеть следующим образом:
– занятие № 1. Тема: «Знакомство с глиной»;
– занятие № 2. Тема: «Образ из шара»;
– занятие № 3. Тема: «Мое настроение»;
– занятие № 4. Тема: «Мой человечек»;
– занятие № 5. Тема: «Мой страх»;
– занятие № 6. Тема: «Мой гнев»;
– занятие № 7. Тема: «Моя грусть»;
– занятие № 8. Тема: «Моя радость»;
– занятие № 9. Тема: «Мой образ»;
– занятие № 10. Тема: «Совместная лепка».
Желаем вам удачи в освоении и применении проективной методики «Глинотерапия»!
Е.А. Малаховская, ведущий специалист, методист
отдела организации работы по реабилитации инвалидов