ТЕАТРОТЕРАПИЯ

Театротерапия – одна из наиболее эффективных реабилитационных технологий, которая способствует творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, апробации социальных ролей с помощью драматизации и импровизации.

Увлечение театром способно в корне изменить отношение к жизни человека и саму его жизнь. Так, молодые люди, имеющие ограниченные возможности, большей частью находятся в вынужденной социальной изоляции, с трудом идут на контакт с окружающими, бывают эмоционально неуравновешенны. А многие пожилые инвалиды прожили нелёгкую жизнь и имеют за плечами большой и не всегда позитивный опыт.

С первых занятий необходимо создать такие условия, при которых бы раскрылся творческий и личностный потенциал человека с ограниченными возможностями. Зачастую этот опыт нов и необычен. Поначалу специалисту придётся вдохновлять и поддерживать интерес участников театрализованных постановок. Для них могут показаться необычными такие действия, как речевые упражнения, разучивание роли, само участие в спектаклях и представлениях.

Подготовка и проведение репетиций специалиста с людьми, имеющими ограниченные возможности, может проходить в индивидуальной и групповой формах. Занятия способствуют развитию памяти, речи, восприятия, пластики, коммуникативных навыков, психоэмоциональной сферы. Человек учится управлять двигательными функциями организма, осваивать не свойственные ему социальные роли.

Для достижения положительного эффекта реабилитационных мероприятий желательно использовать следующие способы, приёмы, виды помощи, подачи материала: диалог и рассказ, повтор, тренинг, информативность, иллюстративность, показ, игру.

В выборе произведений для постановок используются два подхода:

  • – в рамках первого применяются малые художественные формы: детские сказки, юмористические мини-сценки, различные ситуации, переведённые в сказочный контекст;
  • – второй подход рассматривает сказку как символическое представление, основной сюжет которого отражает процесс преодоления трудностей.

 

Лучше всего использовать спектакли и сценки с простым, можно сказать, детским сюжетом. Объёмные сценарии можно упростить, адаптировать под своих артистов.

Особый подход необходим и при подборе ролей, исходя из индивидуальных особенностей инвалидов. Если интеллектуальное развитие позволяет понять и выучить текст, то актёру предлагаются роли первого плана. Для тех, кто в силу своего заболевания не может этого сделать, подбираются второстепенные роли (без слов).

Терапия театральным искусством позволяет достигать положительного реабилитационного эффекта, а именно: гармонизировать деформированную психику, пробуждать традиционные нравственные ориентиры, стимулировать желание справиться со своей психологической доминантой, развить возможности рук (например, при кукловождении), развить мыслительную способность, улучшить физическое состояние, способствовать профессиональной ориентации.

Увлечение театротерапией способствует:

  • – формированию позитивного отношения к жизни и повышению самооценки;
  • – расширению кругозора;
  • – увеличению коммуникативного пространства, обновлению круга общения;
  • – приобретению новых знаний и умений, социально значимого опыта.

 

Активное участие в спектаклях, инсценировочных постановках позитивно отражается на самочувствии человека с ограниченными возможностями. Позволяет почувствовать в себе силы для преодоления трудностей и отказаться от ощущения собственного бессилия перед ними, быть активным строителем своего микромира.

Л.М. Попова, ведущий специалист, методист

отдела организации работы по реабилитации инвалидов