ВИДЕОТЕРАПИЯ

Научно-технический прогресс оказал сильнейшее влияние на развитие людей, достижения в различных областях нашей жизни, включая психологию. Благодаря техническим разработкам учёных специалисты могут качественно улучшать свою работу с людьми, эффективно помогать им решать различного рода психологические и жизненные проблемы, используя разнообразные методы.Одним из таких методов арт-терапии является видеотерапия.

Видеотерапия – это беспристрастный взгляд со стороны, когда мы можем увидеть то, что было скрыто ранее от наших глаз. Вновь и вновь обращаясь к снятым кадрам, мы можем ещё раз тщательно проанализировать увиденное и сделать выводы для принятия решения. Видеотерапия является одним самых простых и действенных инструментов для работы над собой, познания себя, открытия в себе чего-то нового.

При просмотре видео идёт мощная работа с подсознанием: человек обращается в глубь себя, вспоминая все свои ощущения и сопоставляя с увиденным. Часто во время такого просмотра решается сразу несколько задач: понимание того, что явилось основной причиной произошедшего, выход из ситуации, – человек обретает веру в то, что он также может преодолеть преграды, стоящие перед ним.

В результате видеотерапии происходят быстрые и мощные изменения сознания человека. У него появляются силы для работы над собой и преодоления кризиса.

Видеотерапия как метод социально-психологической коррекции:

• развивает навыки коммуникации и умение работать в команде;

• снижает стеснительность, зажатость, смягчает «внутренние барьеры»;

• развивает навыки вербального и двигательного подражания;

• повышает интерес к другим участникам проекта, развивает эмпатию;

• развивает чувство юмора;

• повышает психологическую выносливость, самоконтроль;

• развивает способность ставить себя на чужое место, примерять различные роли (как положительные, так и отрицательные), оценивать чувства и идентифицировать эмоции окружающих.

Применение видеотерапии в реабилитационном процессе

Видеотерапия несет особую эмоциональную нагрузку, человек, позирующий в свете прожектора для видеокамеры, оказывается в центре внимания группы, учитывая низкий порог психологической выносливости большинства участников реабилитационного процесса, это оказывается большим испытанием. Перед непосредственным началом съемок участникам требуется несколько вводных занятий, на которых можно использовать простейшие упражнения из театрального тренинга. Это позволит привыкнуть друг к другу, эмоционально раскрыться, уменьшить скованность при пребывании в группе.

К работе с видеокамерой можно переходить лишь тогда, когда все члены группы начнут чувствовать себя уверенно.

Перед тем, как включить видеокамеру, очень важно объяснить «актерам», что все неудавшиеся дубли можно стереть, любой непонравившийся кусок легко вырезать и оставить лишь то, что получилось хорошо. Осознание факта обратимости и возможности исправить ошибку без всякого ущерба заметно уменьшает страх работы перед камерой и позволяет каждому полностью эмоционально раскрыться.

Снимать можно различные передачи знакомства «Расскажи мне о себе», юмористические передачи, музыкальные передачи, сказки, художественные произведения, выпуски новостей, интервью друзей и знакомых.

Полезные советы:

• просматривайте и обсуждайте с «актерами» снятые ролики;

• сочетайте видеосъемку с изготовлением костюмов и декораций

• дайте возможность каждому участнику попробовать себя в нескольких «должностях»: актера, оператора, режиссера, костюмера, осветителя;

• при распределении ролей учитывайте возможности и пожелания каждого;

• акцентируйте внимание на получившийся результат. Для этого, завершив съемки и монтаж видеофильма, устраивайте премьерный показ, на который можно пригласить родителей, друзей и знакомых.

Разыгрывая разнообразные сцены, люди расширяют свои способности эмоционально оценивать контекст ситуации. Применяя на себя те или иные роли, они учатся ставить себя на место других, что помогает лучше понять мир социальных отношений и чувствовать себя в нем увереннее.