УМЕНИЕ ВЕСТИ ГРУППОВУЮ ДИСКУССИЮ

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.

Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Дискуссия обеспечивает активное включение людей в поиск истины, создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Правила поведения в дискуссии:

• «Я критикую идеи, а не людей».

• «Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению».

• «Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении».

• «Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен».

• «Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям».

• «Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему».

• «Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов».

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:

• уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?», «Как вы докажете, что это верно?»);

• парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что…?», «Я так вас понял?»);

• демонстрация непонимания – побуждение повторить, уточнить суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);

• «сомнение» – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что говорите?»);

• «альтернатива» – предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;

• «доведение до абсурда» – согласие с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;

• «задевающее утверждение» – высказывание суждения, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;

• «нет-стратегия» – отрицание высказывания участников, не обосновывая свое отрицание («Этого не может быть»).

ПОПС-формула Рекомендации для участника дискуссии

Когда вы участвуете в споре, в дискуссии, от вас хотят услышать четкое обоснованное мнение. Вы можете стремиться убедить, переубедить или просто сообщить свою позицию.

Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться ПОПС-формулой:

П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – «Я считаю, что…».

О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – «потому, что…».

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – «например…».

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – «поэтому…».

Этапы проведения

Первый этап включает:

• формулирование проблемы;

• определение целей дискуссии;

• создание мотивации к обсуждению;

• установление регламента дискуссии;

• определение основных этапов дискуссии;

• совместная выработка правил дискуссии.

Второй этап.

Обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Главная цель данного этапа – собрать максимальное количество мнений, идей, предложений. На этом этапе важно отслеживать (что является функциями ведущего), чтобы не происходило отклонение от темы дискуссии, чтобы не было перехода в спор ради спора, на уровень межличностного противостояния и конфликта.

Третий этап:

Подведение итогов обсуждения. Выработка согласованного мнения и принятия группового решения. Оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы.

Анализ дискуссии

Существенный элемент дискуссии – ее анализ. Подводятся итоги, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

Для получения обратной связи от участников дискуссии каждому могут быть заданы следующие вопросы: «что я чувствовал во время дискуссии; чего я хотел; что или кто мешал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; если я почувствовал увлеченность, то почему, если оставила равнодушным, то чем я это объясняю; как смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?».

А.И. Курмаз, ведущий специалист, методист

отдела организации работы по по реабилитации инвалидов