ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ДИАГНОСТИКА И ПОСЛЕДСТВИЯ

Жестокое обращение с детьми (насилие) – это любое поведение по отношению к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми: эмоциональное, физическое, сексуальное насилие и пренебрежение нуждами ребенка.

Эмоциональное (психологическое) насилие – форма поведения, при которой ребёнка унижают, оскорбляют, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы.

Эмоциональное насилие диагностировать трудно. Ребёнок может долго не проявлять никаких признаков-индикаторов, характерных для пострадавшего. Дети, подвергающиеся данному виду насилия, как правило, не получают никаких позитивных ответов со стороны родителей или опекунов. Всё хорошее, что делает ребёнок, взрослыми не замечается, а любые негативные стороны поведения ребёнка всячески подчёркиваются, сопровождаются оскорблениями и суровыми наказаниями.

Эмоциональное насилие оставляет глубокий след в психике ребёнка. Его последствием является: заниженная самооценка; низкий уровень самоуважения; агрессивность или безразличие; чувство одиночества и ненужности; отсутствие друзей. Нарушается поведение и эмоциональные реакции ребенка: плохой сон, приступы страха, неумение играть с другими детьми, ребенок может «приклеиваться» к любому взрослому в поисках внимания и тепла. Дети, пережившие позор и унижение в семье, как правило, точно так же будут вести себя с собственными детьми. Причины этого кроются в том, что они не имеют другого опыта общения.

Физическое насилие – любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку родителем или лицом, его заменяющим.

Диагностировать физическое насилие можно по внешним проявлениям: синякам и кровоподтекам на теле; по необъяснимым следам ожогов, как правило, от сигарет на пятках, ладонях, спине и ягодицах; по переломам, вывихам; по наличию шрамов, следов связывания, следов ногтей, следов от сжатия пальцами, следов укусов на коже.

Физическое насилие также диагностируют по эмоциональным и поведенческим реакциям ребёнка. Он ощущает тревогу в общении с взрослыми, испытывает чувство вины, боится идти домой, часто смотрит в одну точку, ничего не видя вокруг, путано отвечает на вопросы, носит неподходящую к погодным условиям одежду (чтобы скрыть кровоподтеки).

Последствия физического насилия: дети становятся недоверчивыми и боязливыми, могут считать посторонних людей опасными и непредсказуемыми. У них формируется низкая самооценка, отсутствуют такие черты личности, как самоуважение и самоконтроль. У детей, которые с раннего детства являются жертвами физического насилия, встречаются нарушения в работе центральной нервной системы, может быть низкий уровень интеллекта или задержка психического развития.

Сексуальное насилие – это использование ребёнка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Одной из распространенных форм сексуального насилия является инцест – сексуальные контакты между двумя людьми, связанными тесными родственными узами, невзирая на возраст. Проблема инцеста является одной из самых сложных, так как насилие совершается близким родственником.

Распознать сексуальное насилие трудно. Во-первых, свидетельства бывают очень редко, во-вторых, насильник всегда отрицает факт насилия. Поэтому огромное значение для диагностики имеет слово ребёнка. Чаще всего дети не хотят говорить. Причины молчания могут быть разными: ребёнка запугивали или он стыдится говорить об этом; его убедили хранить «секрет» или убедили, что такие отношения нормальны и это происходит со всеми. Поэтому для своевременной диагностики сексуального насилия большое значение имеют часто проводимые медицинские обследования, во время которых нужно обращать внимание на внешние признаки насилия. Особое значение при сборе анамнеза имеет описание семьи, т.к. инцест чаще всего встречается в асоциальных семьях.

Внешние показатели сексуального насилия: трудности при ходьбе и сидении; жалобы на боль в области половых органов, боли в животе непонятного происхождения; опухоль или раздражение в области половых органов; кровотечение из половых органов; гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах.

Также наблюдаются характерные особенности психического состояния. У детей нарушается сон, ухудшается успеваемость в школе, они встревожены и боязливы, имеют несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, играют в сексуально-агрессивные игры. Наблюдается деструктивное поведение и мастурбация. А у подростков наблюдается депрессия, низкая самооценка, агрессивное поведение, социальная изоляция, затруднения с половой идентификацией. Могут проявлять насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым, вести беспорядочные половые связи, совершать попытки самоубийства.

Пренебрежение нуждами ребенка – форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие как еда, одежда, образование и забота о здоровье.

Диагностика данного вида жестокого обращения осуществляется с помощью таких диагностических методов, как наблюдение и беседа. Внешне ребенок, подвергшийся такому виду насилия, очень худой или очень толстый из-за неправильного, несоответствующего возрасту питания. У грудных детей могут быть опрелости из-за невыполнения родителями элементарных гигиенических требований. Такие дети одеты не по погоде.

Дети, подвергшиеся пренебрежению их эмоциональными потребностями, не ищут инициаций со стороны родителей. Такие дети стараются привлечь внимание любого взрослого, зная, что родители только раздражаются, когда ребёнок ищет их внимания. Испытывают чувство одиночества. У таких детей имеются проблемы в обучении. Они пропускают школу или часто опаздывают, не выполняют домашние задания. Дети депривированы, лишены эмоционального тепла, заботы, внимания с самого рождения. Поэтому такие дети часто имеют проблемы в развитии: задержка психического развития и речи, проблемы социализации.

Таким образом, проявление жестокого обращения в отношении ребенка можно продиагностировать следующими методами: наблюдение за ребенком; беседа с ним, со специалистами (воспитателями, педагогами), родителями; изучение результатов регулярных медицинских обследований; применение различных диагностических методик на выявление уровня тревожности, особенностей взаимоотношений в семье, эмоционально-волевой сферы ребенка. Своевременная профилактика и диагностика жестокого обращения помогут предотвратить серьезные последствия в физическом и психическом здоровье детей.

Используемые источники:

  1.  Дементьева, И. Жестокое обращение с ребенком в семье: последствия для личностного развития / И. Дементьева // Социальная педагогика, 2010.
  2.  Сафонова, Т. Я. Жестокое обращение с детьми / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цимбал, Л. Я. Олиференко и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Е.П. Козлова, ведущий специалист, методист отдела организации работы

по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей