Сказка – эффективное психотерапевтическое и развивающее средство. Именно она позволяет ребенку познакомиться со своими сильными сторонами и приобрести альтернативные формы поведения, помогает в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, а взрослому – обменяться позитивным жизненным опытом с ребенком.
Сюжет сказок развивается по одному сценарию: обрисовка проблемы (через сюжет) – драматизация – конструктивный выход.
В задачи сказкотерапии входят:
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
- развитие умения преодолевать трудности и страхи;
- выявление и поддержка творческих способностей;
- формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Сказкотерапия обеспечивает:
- развитие творческого (креативного) мышления ребенка;
- совершенствование вербального языка (ребенок учится формулировать свои мысли);
- развитие фантазии, воображения;
- развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причин¬но-следственных связей;
- развитие эмпатии и умения слушать.
Анализ сказки и работы с заданной сказочной ситуацией позволяет решить многие задачи: ведь то, что и как человек рисует, лепит, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.Важно не только задавать вопросы, но и самому участвовать в обсужде¬нии, не навязывая свою точку зрения.
Вот примерные вопросы, которые помогут вам начать беседу:
- Как ты думаешь, о чем (про что, про кого) эта сказка? Что в ней самое главное?
- Кто из героев тебе больше всего понравился (не понравился)? Почему?
- Как ты думаешь, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
- Как ты думаешь, что было бы, если бы герой не сделал такого-то поступка?
Анализ ответов помогает выявить эмоциональное состояние ребёнка при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла изложения.
«Проигрывание» сказочных сюжетов позволяет развить произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать воображение.
Попросите ребенка нарисовать тот момент сказки, который ему боль¬ше всего запомнился. Слепить героев. И это даст не только терапевтичес¬кий эффект, но и может оказаться прекрасным диагностическим матери¬алом. Вы можете обсудить с ребенком разные возможности развития сю¬жета (что, по его мнению, было бы лучше?), спросить его, что ему понра¬вилось, а что нет и почему, подтолкнуть его к собственному сочинитель¬ству.
Сказки помогут вам прикоснуться к красоте внутреннего мира своего ребёнка, его природной мудрости, по новому взглянуть на некоторые детские проблемы и страхи, обратить внимание на особенности восприятия и мотивы поступков своих детей. А детям – сформировать позитивное отношение к миру и к самому себе, повысить самооценку и развить способность к сопереживанию и бережному отношению ко всему живому.
- Коношенко О.Л. Домашний психолог. Сказкотерапия.-М.: Изд-во Эксмо,2002.
Н.Ю. Филиппова, ведущий специалист,
методист отдела организации работы по реабилитации инвалидов