ИГРОТЕРАПИЯ

Игротерапия – метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности.

Игротерапия применяется с целью устранения социальной и психической дезадаптации, эмоциональных и личностных нарушений в детском, подростковом и юношеском возрасте; оказывается эффективной при коррекции семейных конфликтов.

Цель – помочь человеку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.

Средствами игротерапии может выступать игра ребенка с куклами, лепка, рисование, размазывание красок пальцем («выход в мир красок и форм»).

Игротерапия, по структуре используемого материала, делится на:

  •  игротерапию с неструктурированным материалом (подвижные игры, игры с водой, песком, глиной);
  •  игротерапию со структурированным материалом (есть определенные роли; использование игрушек).

Терапия с помощью игр делится на несколько видов:

  •  психоаналитическая: спонтанная игра рассматривается как путь к бессознательному поведению; вид терапии чаще всего используют в работе с детьми (включительно до 15-16 лет);
  •  недирективная игровая психологическая терапия: в игровой комнате разыгрывается поведенческая терапия; вид терапии предназначен для взрослых людей с хорошо сформированной психикой. Ее суть состоит в обучении правильной игры социальных ролей, то есть человека учат жить в социуме и правильно себя преподносить;
  •  директивная игротерапия: психолог определяет тематику, роли, репертуар игровых действий, правила игры; интерпретирует ее символическое значение;
  •  «освобождающая» игровая терапия: своеобразная игра реакции; суть терапии состоит в том, что в безопасных условиях разыгрывается некая конфликтная ситуация;
  •  структурированная психотерапия: выбирается уже готовая игровая ситуация, с помощью которой разрешаются некие задачи;
  •  игровая терапия построения отношений: создаются взаимоотношения между психологом и клиентом, благодаря которым сложившуюся ситуацию решают сразу же, без попыток объяснить ее с помощью прошлых интерпретаций;
  •  интегративно-эклектическое направление: вид игровой терапии, который включает в себя ключевые компоненты всех предыдущих видов; на сегодняшний день это наиболее распространенный вид игротерапии.

 

По форме организации деятельности различают:

  • индивидуальную игротерапию;
  • групповую игротерапию.

Игротерапия выполняет три функции – диагностическую, терапевтическую и обучающую, которые связаны между собой и реализуются как на начальном этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре, обычно представляющей собой импровизацию какого-либо сюжета.

Постепенно содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих. Первые ставят своей целью устранение эмоциональных препятствий в межличностных отношениях. Вторые – достижение адекватной адаптации и социализации.

Эффект игротерапии определяется практикой новых межличностных отношений, которые приобретаются в ролевой игре. Цель игротерапии состоит не в том, чтобы изменить человека, а в том, чтобы помочь ему утвердить свое «Я», ощущение собственной ценности. Главная задача заключается в том, чтобы помочь усвоить предлагаемые знания наилучшим образом.

В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения и др.

Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Даже наиболее эффективно работающие учителя не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. Игровая терапия является дополнением к учебной, реабилитационной среде, опытом, который помогает детям эффективно использовать свои способности в обучении, коррекции.

Коррекционный процесс не происходит в игре автоматически. Он возможен лишь при условии, что психолог, сензитивный к чувствам ребенка, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка принять на себя ответственность за решение проблемы. Диалогическое общение ребенка с взрослым через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств становится основным механизмом коррекционного воздействия в игротерапии.

Целям коррекции служит перенос отрицательных эмоций и качеств ребенка на игровой образ. Дети наделяют персонажей собственными негативными эмоциями, чертами характера, переносят на куклу свои недостатки, которые мешают развитию, приносят неприятности.

Таким образом, игротерапия показана для всех детей, независимо от умственных и физических возможностей. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими.

Список используемых источников

 

Н.П.Васюк, Начальник отдела организации работы

по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей