АУТСОРСИНГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Одним из нововведений, вступившего в силу в 2015 году нового Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ далее – Закон), стало привлечение в сферу социального обслуживания коммерческих и некоммерческих организаций при условии государственной поддержки. Важнейшими задачами Закона являются создание конкурентной среды в качестве предоставления услуг, а также право выбора потребителем поставщика социальных услуг. Некоммерческие организации обходятся для бюджета намного дешевле и, к тому же могут создать грамотную конкуренцию за счёт качества обслуживания, которое, возможно, окажется выше, чем у государственных бюджетных учреждений. Также для повышения качества обслуживания и экономии бюджетных средств часть функций бюджетного учреждения по социальному обслуживанию можно отдать сторонней специализированной организации по договору. Такая технология называется аутсорсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса).

Аутсорсинг: а) перевод внутреннего подразделения или подразделений компании и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающую оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене; б) передача стороннему подрядчику некоторых второстепенных частей бизнес-процесса компании. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, случайный характер и ограниченных во времени, на аутсорсинг передаются функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем на основе длительного контракта (не менее 1 года).

В процессе аутсорсинга контроль деятельности рассматриваемых подразделений возлагается на поставщика аутсорсинговых услуг. Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания. Некоторые виды деятельности слишком затратные или обременительные, если выполнять их силами компании, например, если необходимо длительное обучение или наличие определенных материальных и нематериальных активов, особой корпоративной культуры, мотивации, высокого уровня доверия покупателей и поставщиков. Все это нельзя приобрести сразу, а можно только получить со временем и благодаря целенаправленным усилиям.

В настоящее время повышается интерес к этому виду деятельности в рамках оптимизации затрат. Участники рынка отмечают, что сегодня для клиентов важна гибкость аутсорсеров и возможность подстраиваться под сокращающиеся бюджеты. В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса, юридические и переводческие услуги, транспортные услуги, охрана объектов, IT- индустрии и т. п. В сфере социального обслуживания аутсорсинг – инновация, которая позволит провести модернизацию отрасли. Аутсорсинг здесь представляет собой форму совместной деятельности, позволяющую привлечь малое и среднее предпринимательство к выполнению социальных услуг с целью повышения качества их предоставления и эффективности расходования бюджетных средств. Положительным моментом в этом случае является передача отдельных функций бюджетного учреждения частному предприятию, которое специализируется в данной области и способно снизить издержки, а также повысить качество оказания услуг.

До передачи на аутсорсинг социальных услуг необходимо использовать примерный алгоритм действий:

1. Предварительная оценка влияния на деятельность учреждения передачи на аутсорсинг обеспечивающих функций. Немаловажно, что эта оценка включает в себя установление рисков и составление плана восстановления работоспособности учреждения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в процессе получения услуг по аутсорсингу.

2. Исследование рынка услуг аутсорсинга, в том числе формирование перечня требований, которым должен соответствовать потенциальный аутсорсер (относительно качества услуг, уровня цен, соблюдения сроков исполнения, способности выполнить требования учреждения и т. д.).

3. Разработка подробного технического задания для потенциального аутсорсера.

4. Проведение отбора аутсорсера, заключение договора.

5. Назначение должностного лица, ответственного за технологическое взаимодействие с аутсорсером, перераспределение высвобождающихся ресурсов, сокращение штатного персонала учреждения и т. д.

6. Разработка и реализация системы мониторинга качества исполнения аутсорсером обеспечивающих функций.

Для успешной реализации аутсорсинга необходимо понимать следующие факторы, обеспечивающие успех:

1. Необходимо, чтобы учредители государственных и муниципальных учреждений не рассматривали аутсорсинг как широкомасштабный, универсальный, модный или обязательный управленческий инструмент; использовать его необходимо только в случаях, когда применение аутсорсинга принесет выгоду в плане оптимизации управления деятельностью учреждения. Это позволит руководителям более осознанно принимать решения о выводе на аутсорсинг определенных функций.

2. Необходимо наличие конкурентного рынка поставщиков услуг.

3. Необходимо наличие четкого и полноценного задания на оказание аутсорсинговой услуги – оно важно для отбора аутсорсера и для реализации договора с ним. Особое внимание следует уделить четкости показателей качества.

4. При закупке аутсорсинговых услуг необходимо стремиться использовать способы, которые позволяют проводить выбор аутсорсера не только по критерию цены, но и по качественным критериям (квалификации, наличию соответствующих инструментов и оборудования, опыту работы и т. д.).

5. Учреждение должно быть готово осуществлять контроль за деятельностью аутсорсера, чтобы держать его в тонусе и не позволять снижать качество оказываемых услуг.

Как примеры передачи на аутсорсинг услуг в сфере социального обслуживания можно рассмотреть функции: организация питания граждан, находящихся на обслуживании в социальном учреждении; техническое обслуживание и уборка; стирка белья; охрана учреждения; IT-сопровождение; бухгалтерский учет; передача на аутсорсинг младшего медицинского персонала стационарного учреждения социального обслуживания. В последнем случае для предотвращения возможного сбоя оказания социальных услуг потребуется вывести сотрудников за штат учреждения в коммерческую организацию и в этом случае можно применить такое понятие как аутстаффинг (англ. out — «вне» + англ. staff — «штат») – вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-подрядчика, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но обязанности работодателя по отношению к нему выполняет компания-подрядчик. Целью является повышение эффективности бюджетных расходов и качество услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. Таким образом, главной задачей является обеспечение бесперебойного оказания социальных услуг в учреждениях, одновременно повышая качество обслуживания. Внедрение аутсорсинга в социальную сферу социального обслуживания позволит сэкономить значительную сумму денежных средств и обеспечит развитие совершенно нового направления, наравне с растущей конкуренцией на рынке предоставления услуг в социальной сфере.

 

Ведущий специалист, методист отдела повышения квалификации                                                                               Пирожков Е.Д.

                                               

Список литературы:

Аникин Б.А., Рудая И.А. Аутсорсинг и аутстафинг: высокие технологии менеджмента. Учебное пособие – М: ИНФРА-М, 2012.

Кузнецов В.М. Аутсорсинг: новое слово в управлении // ЭКО. – 2014 – № 6.

Амелин Д.Е. Аутсорсинг муниципальных функций http://www.vscc.ac.ru/

Новиков А. Оценка необходимости применения аутсорсинга. – www.solo-consulting.com

Аутсорсинг как инструмент реструктуризации / Пер. В.С. Малышева //Логинфо -2009-№ 4