ВОЗМОЖНОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Проблема жизненного самоопределения человека была актуальной всегда, но наибольшую сложность она представляет для человека в настоящее время. Естественное желание человека выстроить свой жизненный путь, найти свое место в разных жизненных сферах: социальной, личной, семейной, профессиональной и других – подводит его к проблеме жизненного самоопределения и выбору способов ее решения.

   Принципиальной стороной жизненной стратегии является вопрос соотнесения типа личности со способом жизни, в связи с чем выделяются два типа ресурсов реализации жизненных стратегий – внутренний и внешний. К внутреннему ресурсу относится степень активности личности в построении собственной жизни, а к внешнему – объективные требования социальной реальности.

   Внутренним ресурсом личности является социальная активность. Так, если в основе активности молодого человека с ограниченными возможностями здоровья лежит ответственность, то такой человек всегда сам стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей, неудач. Тип личности с развитой инициативой находится в состоянии постоянного поиска, стремится к новому, а не удовлетворяется наличным, готовым, заданным.

   Личностные ресурсы выступают в качестве внутреннего капитала молодого человека с ограниченными возможностями здоровья. Так в качестве основных личностных ресурсов молодежи с ограниченными возможностями здоровья можно выделить следующие:

– образовательный капитал (уровень образования);

– профессиональный капитал (самооценка профессионализма, дополненная востребованностью труда);

– информационно-культурный капитал (комбинация используемых возможностей развития этого ресурса: посещение театров, музеев и т. д., владение иностранным языком);

– капитал социальных связей (получение помощи при взаимодействии с социальными институтами, от друзей, знакомых в решении важных проблем).

   Профессиональное самоопределение не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни. Работа играет важную роль в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и оказывает большое влияние на их состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. Существуют определенные ограничения в выборе профессии, связанные с различной нозологией заболевания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Процесс профессиональной ориентации людей с ограниченными возможностями включает несколько этапов.

   Первый этап – это подготовительный, на этой стадии определяется трудовой прогноз, основанный на результатах клинического заключения. В рамках этого этапа необходимо: определить максимально полный круг объективно показанных молодому человеку видов профессиональной деятельности; выделить круг профессий, соответствующих интересам и склонностям молодежи с ограниченными возможностями здоровья; сформулировать профрекомендации; оценить адекватность профессиональных планов в целом.

   Второй этап – формирующий (коррекционный). На данном этапе решаются задачи по ориентации молодых людей на показанные им виды профессиональной деятельности. В отличие от первого второй этап является более длительным по времени и может включать в себя: учебно-лекционные занятия, тематические экскурсии, психологические тренинги по формированию эмоциональной и личностной готовности к выбору профессии, трудотерапию и т. д.

   Третий этап – адаптационный, проводится фактически в процессе трудоустройства молодежи с ограниченными возможностями жизнедеятельности. На данном этапе рекомендуется проводить диагностику эмоциональной и личностной удовлетворенности молодежи с нетипичными проблемами здоровья.

   Молодые люди с ОВЗ, склонные к интернальной модели, признают свою персональную ответственность за собственный жизненный выбор и результаты своей деятельности, они более успешны в жизни, обладают большей уверенностью в себе и целеустремленностью, более независимы, уравновешены, контактны и доброжелательны. Им присуща моральная нормативность (следование правилам общества), доверчивость, сердечность, утонченность, развитая сила воли, богатое воображение. При необходимости принятия рискованных решений они незаменимы.

   Формирование жизненных стратегий реализуется посредством механизмов идентификации. Индивидуализация означает переход от культурных и социальных ориентаций к индивидуально-субъективным (личным) ориентациям. Типизация, напротив, характеризует обратный переход от личных ориентаций к социальным и культурным ориентациям в процессе выбора жизненных стратегий.

Список использованной литературы

  1. БуеваЛ.П. Социальная среда и сознание личности. – М., 2011.
  2. ЗреловаТ.А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов. – 2000, с.116.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2000, c. 38.
  4. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. –1997, с. 320.

Интернет-ресурсы

  1. http://мой-ориентир.рф

Кизим Н.И.

ведущий специалист, методист ОПК