ЛИЧНОСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Личностное профессиональное самосовершенствование специалиста представляет собой целостный, разворачивающийся во времени, значимый процесс целенаправленной деятельности по непрерывному саморазвитию, сознательному управлению своим личностным ростом, способствующий формированию индивидуальности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности.

Развитие и самосовершенствование – это путь к успеху, достижению мечты, к жизни, насыщенной интересными событиями. Это серьезная и кропотливая работа над собственной личностью, в процессе которой индивид ставит перед собой определенные цели, при этом приобретая новые знания и умения для воплощения мечты. Мотивацией к самосовершенствованию является гармония в душе, которая приводит к тому, что человек меньше болеет и становится более успешным. Если вы считаете себя неуверенной личностью, регулярно сталкиваетесь с непреодолимыми преградами на жизненном пути, не получаете удовольствие и счастье от жизни, тогда вам следует заняться саморазвитием и самосовершенствованием.

Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем, предъявляемые требования должны быть несколько выше имеющихся возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию, только при осознанном принятии предъявляемых требований специалист будет ощущать потребность в самосовершенствовании. Потребность находит свой предмет в образе «Я-идеальное профессиональное» и становится мотивом в работе над собой.

Программа профессионального самосовершенствования базируется на нескольких основных принципах. Главным принципом является образование. Необходимо оттачивать свои навыки в том, что у вас получается хорошо. Однако также не забывайте о том, что у вас получается плохо. Такие навыки очень важно улучшать. Постарайтесь найти что-нибудь интересное в той области, где вы не очень сильны, тогда у вас появится больше мотиваций к профессиональному самосовершенствованию, к получению знаний в данной области.

Поставьте себе цель, которая будет вдохновлять вас и казаться чуточку невыполнимой. Старайтесь каждый день приближаться к ее реализации. Можно быть уверенным, что вы в совершенстве владеете каким-нибудь делом, однако это далеко не так. Ведь мир не стоит на одном месте, он беспрерывно развивается, так же, как и человечество. Всегда может найтись человек, который будет делать это лучше, чем вы. Поэтому любознательность и энтузиазм должны быть неизменными вашими спутниками на протяжении всего жизненного пути. Отдавайте предпочтение чтению книг, которые будут вас вдохновлять, мотивировать на «подвиги» и свершения. Сделайте все возможное, чтобы за вас говорили ваши поступки, а не слова. Так часто происходит, что у большинства людей слова расходятся с делом. Ведь сказать намного проще, чем сделать. Поэтому осознанно контролируйте себя и останавливайте, когда замечаете, что неосознанные поступки противоречат вашим собственным словам.

Пути профессионального самосовершенствования личности заключаются, прежде всего, в работе над своей личностью. Вследствие происходящих в современном мире перемен особую актуальность и остроту приобретает проблема самосовершенствования во всех областях. Это связано с тем, что знания, которые были получены ранее, довольно быстро изживают себя. Ведь время всегда диктует свое. Еще в прошлом столетии профессиональные умения абсолютного большинства специалистов не менялись, так как темп жизни был более размеренным, поэтому и темпы трансформаций также отвечали ему. Индивиды практически не стремились к профессиональному росту и самосовершенствованию, так как жизнь этого не требовала.

Настоящее время требует от каждого специалиста мобильности, творческой тяги и способности к использованию на практике ежедневно растущего потока информации. Этого невозможно добиться без самостоятельного настойчивого систематического профессионального самосовершенствования. Нынешние специалисты стремятся взять от жизни максимум за минимальные сроки. Поэтому такие сроки следует использовать более грамотно.

К основным направлениям профессионального самосовершенствования специалистов относят:

? систематическое пополнение профессиональных знаний;
? совершенствование профессионального мастерства;
? расширение кругозора;
? нравственное совершенствование;
? физическое совершенствование;
? умение эффективно планировать рабочий день.

Скорость продвижения по карьерной лестнице напрямую зависит сегодня от того, насколько специалист способен обучаться и совершенствовать собственное профессиональное мастерство, а не столько от его усилий. Поэтому в последние годы получили широкую востребованность различные корпоративные тренинги, которые направлены и на личностный рост, и на профессиональное совершенствование. Заинтересованные в процветании компании работодатели, включают в планы обязательное обучение сотрудников при помощи тренингов, повышение их квалификации. Они понимают, что это является важнейшим условием грамотного планирования людских ресурсов. Сегодня довольно часто люди старшего поколения, которым еще работать и работать, становятся практически невостребованными для профессиональной реализации в социуме вследствие затрудненности адаптации к постоянно меняющимся условиям, требующим от них освоения новых умений и нового уровня взаимодействия с современным миром. Тренинги профессионального самосовершенствования направлены на то, чтобы помочь желающим справиться именно с этой задачей.

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что основными составляющими процессов самосовершенствования и саморазвития являются: мечта, систематичность и дисциплина, цель и достижение, разум, сила счастья, вдохновение, отзывчивость, физическое состояние организма и душа. Именно развитие личности и ее профессиональное самосовершенствование являются основными задачами для реализации себя в жизни и мире.

 

Список использованной литературы

  1. Бордовская Н. В., Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена: Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007 год, 145 с.;
  2. Сергеева Н.И., Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессионального роста педагога. Электронный научный журнал ВАК РФ (http://perechen.vak2.ed.gov.ru): Современные проблемы науки и образования, 2015 год, № 2 ч.1.

 

Ведущий специалист, методист
отдела повышения квалификации
Г.Ф.Ланцева