ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Для решения проблем, стоящих перед социальной сферой, необходимо   повышение эффективности обслуживания населения, основой которого должно стать  введение инновационных индивидуально-ориентированных качественных услуг   для всех категорий граждан, в том числе пожилых людей.[1]

Распоряжением  Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года.[2] Цель  которой  – повышение продолжительности, уровня и качества их жизни.   Основные задачи Стратегии – развитие системы социального обслуживания граждан старшего поколения и создание условий для развития рынка социальных услуг в сфере социального обслуживания, для реализации которых основополагающую  роль играет  система мер, направленная на использование социальных и правовых институтов в качестве средств достижения — создания эффективных и рациональных правовых структур в различных сферах общества, в том числе и в социальной сфере.[3]

Вооружившись какими законодательными актами, специалист социальной отрасли сможет качественно  выполнить поставленные перед ним задачи? Отвечая на данный вопрос, необходимо отметить, что основные принципы,  на которых строится деятельность в сфере социального обслуживания пожилых, регламентирует принятый Федеральный закон от 28 декабря 2014 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»   устанавливает социально-правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов:

а) соблюдение прав человека и гражданина;

б) предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

в) обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их

доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

г) преемственность всех видов социального обслуживания;

д) ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

е) приоритет мер по социальной гарантии граждан пожилого возраста и

инвалидов;

ж) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Правовой основой для реализации  гарантий социального обеспечения применительно к гражданам пожилого возраста  являются:

установление законом государственных пенсий и социальных пособий, поощрения дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности, о чем говорится в  Постановлении Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 142 “О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации»,[4] установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;[5]

статья 41 ч.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет патронат над недееспособными гражданами: «По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патроната».[6] Попечитель (помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина) может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина;

ст.601-605 Гражданского кодекса регулируют отношения пожизненного содержания с иждивением. Защита имущественных прав одиноких пожилых людей осуществляется также нормами наследственного права (часть III ГК РФ).[7] В целях материального обеспечения отдельных категорий лиц, которые нуждаются в особой защите по причине возраста или состояния здоровья, закон предусматривает определенные ограничения свободы завещания;

Конституция РФ закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях, что   подразумевает не только предоставление средств содержания, но и моральную поддержку, внимание к интересам и заботам родителей, помощь и содействие в реализации их конституционных прав;

статьи 87 и 88 Семейного кодекса РФ регламентируют обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей, а также участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей;

статья 12 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» в части 1 дает гарантии одиноким пожилым людям, не имеющим родственников, на погребение.[8]

Определенные нормы, закрепленные  в законах, направлены на реализацию конституционных гарантий практически всех пожилых людей («О государственных пенсиях в РФ», «Об исчислении и увеличении государственных пенсий», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Есть нормы, которые  регулируют права отдельных категорий пожилых людей. Наиболее значимыми являются ФЗ «О ветеранах», Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку подавляющее большинство его пользователей являются людьми пожилого возраста.

Заканчивая анализ правового аспекта  в социальной работе с пожилыми гражданами, необходимо отметить, что каждый специалист, работающий с данной категорией,   должен понимать их  основополагающую значимость   в его работе для выполнения задач, поставленных перед ним и отраслью в целом в свете принятия нового законодательства.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28 декабря 2014 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
  2. Распоряжение   Правительства РФ от 5 февраля 2016 г. № 164-р  «Об утверждении  стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».
  3. Демографический сборник России 2002./Госкомстат РФ. – М., 2002. –С. 168.
  4. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 142 “О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации».
  5. Федеральный закон  “О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
  6. Статья 41 часть 1 Гражданского кодекса РФ
  7. Статья 601-605 часть 3 Гражданского кодекса РФ
  8. Статья 12 часть 1 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле»
М.Н. Нестерова, главный специалист
отдела развития социальных  технологий
ГБУКК «Краевой методический центр»