ПОМОЩЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

  Уважаемые коллеги!

Творческая деятельность имеет большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из способов психологической помощи таким детям является искусство. Реабилитация посредством искусства – это надежный и действенный метод социализации ребенка, интеграции его в общество.

В процессе творческой деятельности у особого ребенка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Творчество помогает справиться с переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для детей-инвалидов. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, поэтому нуждаются в сопровождении взрослого. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность и т. д.), мир для таких детей кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания приводит к возрастанию эмоционального напряжения, возникновению поведенческих проблем и, как следствие, становится серьезным препятствием в развитии ребенка.

И всё же огромное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет эмоциональный настрой. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей, поэтому необходимо постоянно поддерживать интерес ребенка к изобразительному творчеству. Ребенок испытывает потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности.

Для развития творческих способностей детей-инвалидов рекомендуется использовать предлагаемый ниже набор творческих упражнений.

«Волшебные кляксы»

Цель:

развивать творческие способности;

научить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами.

Ход упражнения:

  1. Предложить детям капнуть любую краску на середину листа и сложить его пополам.
  2. Открыть лист (должны получиться различные кляксы).
  3. Дети придумывают, на что похожа клякса и дорисовывают ее (чем больше предметов нарисовано, тем лучше).

«Волшебная ниточка»

Цель:

развивать творческое воображение детей-инвалидов.

Ход упражнения:

  1. Взять шерстяную ниточкудлиной 30-40 см.
  2. Обмакнуть нитку в краску и положить на лист бумаги, произвольно свернув.
  3. Придерживая листы, выдернуть нить (на бумаге от нити останется след).
  4. Детям предлагается определить и дать название полученному изображению (чем больше изображений ребенок видит, тем лучше).

«Волшебная мозаика»

Цель:

научить детей-инвалидов создавать схематические изображения предметов.

Ход упражнения:

  1. Предложить набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур для каждого ребенка (в набор входят несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин).
  2. Разделить наборы между детьми(специалист должен сказать, что теперь у каждого есть волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересных изображений).
  3. Приложить фигуры друг к другу так, чтобы получилось интересное изображение. (домики, машинки, человечки, поезда и т.п.).
  4. Упражнение целесообразно повторять с разным материалом (разные наборы мозаики).

Список источников:

  1. Аверина Н. Л. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительного искусства // Образование и воспитание. − 2015. − №4. − С. 3-6.
  2. http://moluch.ru
  3. http://ext.spb.ru
Е.А. Малаховская, ведущий специалист, методист
отдела организации работы по реабилитации инвалидов