ХОББИ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ИНВАЛИДАМИ

                                                                                                                                 Уважаемые коллеги!

Хобби – любимое занятие, которому ребенок-инвалид может посвятить свое свободное время. Психологи доказали, что профилактика стресса и депрессии у детей-инвалидов возможно с помощью хобби-терапии. В последнее время хобби-терапия становится все более распространенным методом в работе с детьми-инвалидами, так как во время занятий любимым делом, ребенок проявляет свою индивидуальность и творческий потенциал. Все это способствует снижению напряжения и улучшению эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.

Хобби-терапия, у детей с ограниченными возможностями, способствует развитию познавательной, когнитивной, эмоциональной, коммуникативной и других сфер, повышению двигательной активности, расширению кругозора, круга общения, формированию навыков самообслуживания, что приводит к улучшению их социальной адаптации.

Разновидностей хобби-терапии, на сегодняшний день, достаточно много.

Квиллинг, или бумагокручение − искусство создания плоских и объёмных композиций с помощью скрученных в спиральки узких и длинных полосок цветной бумаги.

Фелтинг, или валяние из шерсти – создание украшений, сумок, декорирование одежды, шарфов, головных уборов с помощью специальной шерсти и инструментов.

особая техника декорирования, позволяющая украсить практически любую поверхность: керамику, дерево, пластмассу, бумагу, стекло.

Пэчворк − сшивание различных по цвету и фактуре кусочков ткани.

Карвинг – искусство фигурной нарезки овощей и фруктов.

Например, кулинария в качестве хобби − помогает ребенку с ограниченными возможностями здоровья (и его родителям) не только решить проблему плохого аппетита, но и развивает мелкую моторику (крупу нужно перебирать, яйца взбивать и т.п.), а также математические способности (измерения объема и количества ингредиентов). Собирание зубных щеток помогает преодолеть сопротивление малышей в выработке гигиенических навыков. Оригами (японское искусство делать фигурки из бумаги) развивает образное системное мышление, опять-таки работает с мелкой моторикой. Пение − великолепный и доступный метод для развития речи.

Таким образом, у детей с ограниченными возможностями формируются навыки психологической независимости, уверенности в своих возможностях, преодоления комплекса неполноценности.

Главным средством достижения целей хобби-терапии является активное участие самих детей в творческом процессе.

 

 

 Е.А. Малаховская, ведущий специалист, методист

отдела организации работы по реабилитации инвалидов