ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО И ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ СОДЕЙСТВИЯ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Система социального обслуживания в нашей стране в настоящее время претерпевает значительные преобразования. Изменения в законодательной базе требуют пересмотреть и модернизировать сами основы социальной работы.

В связи с необходимостьюперестройкипринциповпредоставления социальных услуг на основе рыночных механизмов деятельность сотрудников организаций социального обслуживания регламентируется профессиональными стандартами, которые не только определяют трудовые функции соответствующих работников, но также закладывают основы их профессиональной подготовки и переподготовки, требования к их компетенциям, знаниям, умениям и навыкам.

Одним из наиболее действенных инструментов адаптации и обучения молодых специалистов в организации является профессиональное наставничество. Его эффективность объясняется индивидуальным характером и максимальной приближенностью к реальным условиям. Наставник может оперативно реагировать на допущенные его подопечным ошибки, детально разобрать их и указать пути решения.

Такая форма сопровождения профессионально-личностного становления специалиста социальной службы позволяет решить сразу несколько кадровых проблем.Она обеспечивает более быстрое вхождение в должность новых сотрудников, уменьшает дискомфорт их первых рабочих дней, способствует сплочению коллектива, формированию позитивного образа организации в глазах новых работников и повышению лояльности сотрудников к ценностям организации, снижает «текучку» кадров.

В рамках Положения о системе адаптации и наставничества определяются ключевые задачи на адаптационный период, составляется план работы, осуществляется оценка профессиональных и личных качеств вновь принятого сотрудника, что позволяет руководителям в дальнейшем более полно использовать потенциал и личностные ресурсы специалистов.

Институт наставничества помогает не только повысить уровень готовности и способности молодых специалистов к профессиональной деятельности, но и мотивировать к саморазвитию специалистов-наставников за счет предоставления им опыта управления и возможности карьерного роста, поощрения за хорошую работу.

Еще одним эффективным средством повышения качества услуг, предоставляемых в сфере социального обслуживания, является внутриорганизационная экспертиза.Независимая оценка ориентирована на выявление соответствия качества оказания помощи ожиданиям потребителей и призвана создать между организациями здоровую конкуренцию, в процессе которой будет формироваться репутация поставщика социальных услуг. Это, в свою очередь, позволит гражданам сделать выбор в пользу той компании, которая, по их мнению, оказывает услуги оптимального качества.

Всем известно, что привлечение нового клиента обходится существенно дороже, чем удержание старого. Особенно справедливо это утверждение для компаний, работающих в социальной сфере. В условиях жесткой конкуренции все больший интерес вызывают различные инструменты, помогающие выстраивать долгосрочные взаимоотношения с потребителями. Чтобы своевременно реагировать на снижение удовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами, организация не должна пренебрегать различными методами, как управленческими, так и экономическими, направленными на усиление ее конкурентных преимуществ. В первую очередь это касается повышения уровня подготовки специалистов, напрямую взаимодействующих с гражданами – получателями социальных услуг.

Таюрская Н.С. – ведущий специалист,

методист отдела развития социальных технологий

ГБУ КК «Краевой методический центр»