Уважаемые коллеги!
Танцетерапия является универсальной технологией для всех возрастов, от детей и подростков до их родителей и педагогов. Занятия по танцетерапии предназначены для всех, кто хочет жить в согласии со своим телом, чувствами и мыслями; для всех, кто хочет принимать и понимать окружающий мир.
Цель танцетерапии– самосовершенствование с помощью заданных или произвольных танцевальных движений, сопровождающихся музыкальным оформлением.
Содержание занятий по танцетерапии
1. Разминка по кругу: сначала ведущий, а затем каждый участник показывают движения, направленные на работу мышц головы и шеи (первый круг); плеч (второй круг); рук (третий круг); спинного пояса (четвертый); живота (пятый); ног (шестой).
2. Разминка в быстром темпе:выбирается ведущий (он может периодически меняться), который предлагает выполнять танцевальные движения под быструю музыку – все участники повторяют за ним.
3. Выражение своего состояния через движения: каждый участник по очереди, отследив свое состояние на данный момент, выражает его с помощью любых доступных ему движений; задача всех – точно повторить движения и понять состояние ведущего.
4. Работа в парах по принципу «зеркало»:один человек в паре – ведущий с закрытыми глазами показывает любые движения, которые вызывает в нем звучащая музыка, другой – его отражение («зеркало») – с открытыми глазами все повторяет. В процессе работы роли должны меняться.
5. Рефлексия недели (дня) через движения: передача своего впечатления от прошедшей недели (дня), яркие моменты недели (дня), запомнившиеся мгновения.
6. Театрализация движений. Данные упражнения по решению ведущего могут выполняться индивидуально, в группе или коллективно.
Техника перевоплощения
– придумать свое животное и изобразить его;
– изобразить животное, название которого написано на карточке;
– передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду, плавающих уточек, полет косяка журавлей и т.п.;
Изобразить процесс
(работа по группам, задания на карточках)
Связка воздушных шариков, которые сдуваются; клумба с распускающимися цветами; коробка тающих шоколадных конфет; отклеивающиеся от стены обои; тающий снег и капающие сосульки; аквариум с рыбками, растениями, камнями, улитками; падающие с яблони плоды; одуванчик на ветру; созревший мак; грядка с овощами после дождя; обед в зоопарке; теплица с растениями; тающее мороженое и т. п.
Изобразить характер местности
Лиственный лес осенью; хвойный лес зимой; смешанный лес летом; фруктовый сад с плодами; вьюнок на заборе; степь; заливной луг; садовый участок; кукурузное поле и т.п.
Техника выражения своего состояния, эмоций, чувств
«Я – эмоция» – передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, любовь, волнение, отчаяние, смущение, радость, спокойствие, нежность, растерянность, лень, удивление, успех, сочувствие, восторг, умиротворение и т.д.
Техника круговых движений
Изобразить характерные походки: солдата, страуса, балерины, мышки, бегуна, павлина, манекенщицы, обезьяны, маленького ребенка, индюка, атлета, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру, медведя; ученика, идущего в школу; ученика, идущего из школы; мамы, идущей из магазина и т. п.
Рефлексия каждого занятия
(письменная или устная) по следующим вопросам:
– Как изменилось мое состояние сначала занятия?
– Что мне помогало работать?
– Что мешало на занятии?
– Мои предложения и пожелания на будущее.
– Я очень рад (а), что…
Н.Ю. Филиппова, ведущий специалист, методист
отдела организации работы по реабилитации инвалидов