ШКОЛА И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РОДИТЕЛЕЙ

Наши коллеги из Новгородской области провели масштабное исследование в области изучения тенденций формирования зависимости социального статуса родителей и выбора школы для ребенка. Они обратили внимание, что в зависимости от того, какие социальные роли выполняют люди, формируется их стиль жизни, жизненные потребности и способ взаимодействия с социальной средой. Также педагогам школы желательно знать набор основных социальных статусов и ролей, которые принадлежат в обществе родителям ученика, поступившего в школу. Этот набор во многом определяет особенности семейного воспитания, а также ожидания родителей от содержания образования, осуществляемого в данной школе. Эти ожидания и социальный статус семей взаимосвязаны и являются важнейшими условиями первичной и вторичной социализации воспитанников школы в социальном пространстве по основным координатам этого пространства:

  •  образовательный статус;
  •  профессиональный статус;
  •  семейный статус;
  •  экономический статус.

 

Совокупность полученных социальных характеристик образует социальную принадлежность семьи.

Ряд социологических опросов позволяет получить информацию об уровне выполнения в семье воспитательной функции по отношению к ребёнку, межличностных отношениях в семье ученика, об ожиданиях родителей от школы и от среднего образования.

Педагогическая практика показывает, что определяющими факторами, формирующими образовательные потребности детей, являются образовательные традиции, сложившиеся в семье. Уровень полученного родителями образования, как выражение этой традиции, существенно различается. Так в лицее 84% родителей имеют высшее образование, а в сельской школе только 22% родителей закончили высшее учебное заведение.

В лицейском образовательном учреждении 97% родителей целенаправленно отдали детей именно в это учреждение. В городской общеобразовательной школе только 78% родителей выбирали образовательное учреждение, 20% не задумывались над выбором. А в сельской школе подавляющее большинство (56%) не выбирали, куда отдать ребёнка учиться.

По данным социологических исследований среди матерей почти нет независимых предпринимателей и небольшой процент (9%) руководителей. Тогда как каждый пятый отец (19%) является руководителем, 12% мужчин занимаются предпринимательской деятельностью, 21% – рабочие. Среди родителей практически нет безработных (2%). У обучающихся сельской школы 54% отцов – рабочие, 13% служащие, 10% специалисты,8% независимые предприниматели, 6% руководители и 4% безработные.

В качестве основы для характеристики социального статуса семей была взята самоидентификация родителей в отношении определённого социального слоя. Большинство опрошенных отнесли себя к средней части среднего слоя (66%) и значительная часть – к нижней части среднего слоя (24%).

Большинство респондентов считают свою семью вполне благополучной. Каждый третий родитель (29%) указал, что в семье есть острая социальная проблема, еще 14% сказали, что таких проблем две и 7% назвали три проблемы. Самая острая проблема для 9% респондентов – малообеспеченная семья, на втором месте – плохие жилищные условия (8%), на третьем месте – напряжённые отношения супругов (3%), 3% родителей обозначили, что живут в ситуации бедности.

Надо сказать, что родители не склонны критически оценивать свой вклад в воспитание детей. Отвечая на вопросы, связанные с деятельностью школы, респонденты давали больше отрицательных оценок, чем при ответах на вопросы о семейном воспитании.

Среди родителей нет таких, которые воспитание ребёнка возлагают на школу. Подавляющее большинство опрошенных (45%) уделяют ребёнку много внимания, и еще 41% прикладывают усилия к семейному воспитанию. Только 11% родителей все свое время посвящают ребёнку, у большинства нет такой возможности из-за высокой занятости на работе. Есть отдельные родители (3%), которые специально воспитанием не занимаются.

Психологический климат в большинстве семей учащихся благополучный, если верить ответам респондентов, родители оказывают эмоциональную и практическую поддержку своим детям, считаются с их точкой зрения, дают понять, что любят. В то же время, эта поддержка сопровождается разумным контролем поведения детей со стороны родителей.

Но есть небольшая группа родителей, в которой наблюдается равнодушие и попустительство в отношении своего ребёнка. Так 28% опрошенных позволяют делать своему ребёнку всё, что он хочет.

В семьях осуществляется высокий контроль над выполнением обучающимися домашних заданий: 97% родителей ответили, что ребёнок дома занимается, из них 30% сказали, что ребёнок занимается с увлечением, при подготовке к уроку пользуется обширной дополнительной литературой, ещё 19% уверены, что дети много времени уделяют дополнительному образованию. Только 5% родителей признаются в том, что дети редко выполняют домашние задания.

Интерес со стороны школы к профессиональной деятельности родителей учащихся обусловлен тем, что представители разных профессий, как правило, ведут разный образ жизни. Стиль жизни людей, занятых профессиональной деятельностью, резко отличается от тех, кто не работает. Профессиональная деятельность значительно расширяет набор социальных ролей человека, уровень его социализации, как правило, выше, чем у неработающего. В то же время, в семьях, где один родитель не работает, есть возможность больше времени уделять воспитанию ребёнка.

Таким образом, в целом социальные роли определяют стиль жизни современной российской семьи. Социальный статус родителей актуализирует жизненные потребности семьи, определяет особенности стиля воспитания, а также способ взаимодействия с социумом. Родители, имеющие определенные ожидания от образовательного учреждения, уделяют больше внимания воспитанию своих детей. В таких семьях складывается благоприятный социально-психологический климат, воспитывается дисциплина, формируется здоровый образ жизни, контролируется процесс подготовки домашних заданий, многие родители проводят вместе с детьми часы досуга, разделяют с ними увлечения спортом, играми, чтением, и педагоги школы должны рассматривать родителей обучающихся в качестве надёжных союзников в деле воспитания.

А.В. Федотов, ведущий специалист, психолог

отдела экстренной психологической помощи по телефону