РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Ш.А. Амонашвили

Одним из основных условий развития творческих способностей детей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений. Поэтому очень важно создать комфортную психологическую обстановку и постоянно стимулировать детей к творчеству, проявлять сочувствие к их неудачам, терпеливо относиться к странным и нереалистичным идеям, поддерживать и поощрять инициативу, исключить из обихода осуждения. Творческий процесс необходимо организовать таким образом, чтобы дети чувствовали себя первооткрывателями, исследователями, аналитиками. Специалист, работающий с детьми, должен обеспечить условия для реализации процесса творчества, использовать интерактивные методы развития творческих способностей.

При соблюдении вышеперечисленных условий, занятия творчеством дадут возможность детям гармонично влиться в социальную среду, почувствовать свою значимость, повысить самооценку, реализовать собственный потенциал, «созидающее начало».

Развивать творческие способности можно посредством конструирования, рисования, сочинения произведений, словесной импровизации, актёрского перевоплощения и т.д. При этом одной из наиболее эффективных форм социализации детей, является развитие творческих способностей через игру. «Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь» – эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка, а театр – один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.

Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей, особенно дошкольного возраста, всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления, что помогает детям решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Таким образом, преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театральная деятельность может быть представлена кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определенные умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах. Из всех видов кукольного театра наибольшей популярностью пользуются театр картинок (на картоне или столе), театр игрушек и петрушек.

К режиссерским играм относятся настольные театрализованные игры: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе. Здесь ребенок сам не является действующим лицом, но он создает сцены, играет роль персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно использует свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Театральная деятельность очень тесно сплетена с музыкой.

Совместное занятие музыкальным творчеством, особенно участие в музыкальных постановках, прекрасно решает многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может почувствовать себя в центре жизни, а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся терпению, выдержке, взаимопониманию и уважению.

Детское творчество на музыкальных занятиях представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями. Творчество детей тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию детей в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.

Помимо театрального и музыкального творчества, хорошо развивают навыки социального взаимодействия коллективные занятия декоративно-прикладным искусством и живописью.

Внесение новых, совершенно незнакомых материалов для занятий декоративно-прикладным творчеством, побуждает детей к поиску новых решений, раскрывает перспективы всестороннего развития.

Рассмотрим некоторые интересные нетрадиционные техники развития творческих способностей.

Нетрадиционные техники рисования:

  • Рисование пальцем или ватной палочкой, ладошкой;
  • «Техника тычка» (используется жёсткая полусухая кисть);
  • «Монотипия» (изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу);
  • «Набрызг» (разбрызгивайте краски по листу);
  • Рисование свечой;
  • Рисование разноцветными пузырями и пеной;
  • «Кляксография»;

Нетрадиционные техники лепки:

  • «Тестопластика» (лепка из соленого теста);
  • «Пластилиновая графика» (раскрашивание пластилином);
  • «Пластилиновая мозаика» (заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками).

Нетрадиционные техники аппликации:

  • «Бумажная мозаика» (создание изображения из цветных бумажных шариков);
  • «Обрывная мозаика» (заполнение изображения мелкими обрывками цветной бумаги);
  • «Оригами», как традиционное, так и модульное.
  • «Квилинг» (создание изображения из бумажных спиралей разного размера и формы, и др.

Все работы детей могут иметь практическую применимость в детской игре. Например, салфетки (рисование по ткани) можно использовать для игры «Семья». Подносы, украшенные «пластилинографией» – для игры в кукольном уголке. Поделки, слепленные из соленого теста – в игре «Магазин». Открытки в стиле «квилинг» можно подарить мамам на 8 Марта и т.д.

Уважаемые специалисты, побуждайте детей думать по-новому! Позволяйте детям экспериментировать, исследовать и ошибаться. Подталкивайте детей к тому, чтобы они активно взаимодействовали в процессе творческого занятия и не боялись проявлять себя! Ведь сотворчество – наилучший способ привить детям любовь к людям и жизни!

Путилина В.В.  ведущий специалист, методист

отдела развития социальных технологий